Шедевры сакрального искусства Азии в Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга.
В
состав нового раздела постоянной экспозиции музея войдут подлинные
шедевры сакрального искусства стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и
Восточной Азии. Открытие состоится 28 сентября 2010 г. в 16.00.
Сложилось
так, что в Музее истории религии никогда не существовало открытого
специального раздела экспозиции, посвященного религиям стран Южной,
Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Коллекции фонда «Религии
Востока» никогда не были представлены широкой публике. Лишь небольшая
часть экспонатов – то, что сегодня мы назвали бы фондом открытого
хранения – была доступна ограниченному кругу посетителей. В основном,
специалистам – исследователям, сотрудникам других музеев и др.
Отдельные экспонаты демонстрировались на временных выставках.
В новом разделе экспозиции в трех залах представлено более 800 памятников. Такое количество подлинных вещей одновременно редко экспонируется в современных музеях. Однако раздел предельно насыщен не только экспонатами. На различных носителях в музейных залах представлен максимально полный объем информации о религиях Востока - буддизме, индуизме, конфуцианстве, даосизме, синтоизме. Информативно и нестандартно дизайнерское решение пространства. Многообразная картина религиозной жизни стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии обусловила структуру экспозиции.
Первый зал знакомит с основными этапами развития буддизма, значением образов будд и бодхисаттв, другими сюжетами. В зале воспроизведены обстановочные сцены «Комната ламы», «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Праздник будды грядущего Майтреи», дизайн которых был разработан ещё в 1930-е годы бурятскими художниками-ламами совместно с учёными востоковедами. В отдельной витрине представлена панорама «Мистерия цам» (ритуальные танцы, исполнявшиеся буддийскими монахами в Тибете, Непале, Монголии, а также на севере Индии). Один из разделов экспозиции посвящён тибетской медицине.
Подлинной жемчужиной экспозиции стала модель алтаря буддийского храма. В центре композиции – Будда в самбхогакае (теле блаженства). Он изображён в «одеянии принца» в короне, серьгах, богатом оплечье, с браслетами на руках и на ногах. Будду окружают фигуры архатов (учеников Будды, достигших просветления). Перед священными изображениями располагаются чаши для подношений, сосуды для святой воды, мандала (жертвенное блюдо), курильница с благовониями, буддийские символы – Семь драгоценностей, Восемь счастливых эмблем. Алтарь украшается «знаменами победы». В экспозиции разработан световой сценарий, представляющий буддийское учение о космосе. Рядом с этим разделом помещается макет интерьера буддийского храма Санкт-Петербурга.
С сюжетами, связанными с жизнью основоположника буддизма царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит буддийская свитковая живопись XIX-XX вв. – танка, широко представленная на экспозиции («Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в.; «Колесо бытия», XX в. и др.). В том же зале можно увидеть атрибуты и одеяния буддийских монахов; изображения архаических божеств, культ которых сохранялся наряду с буддизмом, а также скульптуры Будды (XIX-XX вв.), поступившие в коллекцию музея из Тайланда, Шри-Ланки, Камбоджи и Мьянмы. Отдельного внимания заслуживают памятники из буддийского культового комплекса Кара-Тепе (II-IV вв.н.э.), привезенные сотрудниками Музея истории религии из экспедиций, проводившихся на территории современного Узбекистана.
Второй зал посвящен религиям Индии. Здесь находятся предметы, знакомящие с происхождением и основными течениями крупнейшей в мире национальной религии – индуизма, корнями уходящего в древнюю ведийскую религию. На экспозиции демонстрируются скульптурные изображения божеств ведийского пантеона – Индры, Сарасвати и др. В ходе становления индуизма культ этих божеств отошел на второй план, их место заняли Брахма, Вишну и Шива. С вишнуитской и шиваитской мифологией знакомят экспонируемые в зале произведения индийской скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Другие экспонаты зала вводят в мир индуистской обрядности – традиционные музыкальные инструменты, маски, амулеты, ритуальные колокольчики, светильники. У народов Южной Азии широко распространены многочисленные региональные культы. На экспозиции широко представлены памятники, рассказывающие о многообразии народных верований.
Экспонируемые в третьем зале уникальные свитки отражают многоликость и разнообразие религиозных верований Китая и Японии, где на протяжении столетий соседствуют буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Интересны китайские лубки из коллекции академика В.М. Алексеева собранные им в начале 20 века в Китае. В их сюжетах отразились народные представления о земном счастье и благополучии. Поражает своими художественными достоинствами скульптура, представляющая основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных в сценах, связанных с фантастическими историями их жизни. Замечательно по красоте вышитое полотно «Три бога счастья». Привлекает внимание макет алтаря будды Амиды.
Экспонаты помещены в витрины, имитирующие фасады буддийских храмов. В интерактивном пространстве зала каждый посетитель может прокутить молитвенные барабаны с написанными на них мантрами (молитвами).
Вместе с новым разделом экспозиции для посетителей вновь откроется раздел «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» («Буддийский рай»), представляющий собой объёмный макет Чистой земли будды Амитабхи. Макет занимает площадь 12 кв. м. В его оформлении используются особые световые эффекты, раскрывающие смысл всей композиции.
Государственный музей истории религии – Почтамтская ул., 14 (напротив Главпочтамта)
16.09.10 2193
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |