Ну что, не успела открыться огромная выставка из частных коллекций в ГМИИ им. Пушкина и как следует развернуться весенние показы аукционных домов, как на фоне всех этих благостных событий случился скандал.
Коллекционер Игорь Возяков открыл в Доме иконы на Спиридоновке выставку с эффектным названием «Шедевры подделки или Н/Х» (пытаться разгадать финальную аббревиатуру я, пожалуй, рисковать не стану).
А предыстория такова: не так давно собиратель решил представить ряд работ, приобретенных им в основном еще в ранних 90-х, на выставку. А перед этим отдал работы на повторную экспертизу (понятно, что экспертные заключения, вполне благополучные, были выданы и при покупке). И тут выяснилось…. Короче, фальшаков, по мнению экспертов, в его коллекции набралось с десяток.
Вариантов фальсификации тут тоже масса – как на подбор. Вот лже-Семирадский – честная прижизненная уменьшенная копия с работы автора выдана за его собственноручный вариант.
Возможны иные приемы. Скажем, берется картина также XIX столетия, подходящая по стилю – на ней фальсифицируется подпись искомого автора. Да и просто стилизация, подражание манере тоже возможны.
Вот псевдо-Коровин с видом Москвы. В результате экспертизы подтвердилась только Москва, но не автор.
[
Лже-Айвазовский. По сюжету похож – такие у автора бывали. А вот подпись вызвала подозрения, впоследствии оправдавшиеся.
Вот действительно серебряная скульптура - только к дореволюционной фирме-производителю никакого отношения не имеет, изготовлена в конце ХХ века.
Вот самый шедевральный пример – икона святого Георгия якобы аж XIV столетия. И почерневшая вся, и утраты красочного слоя очень правдоподобные, и доска выщербленная – а все равно, как выясняется, XXI век.
Подделка произведений искусства – конечно, не только российское ноу-хау. Но судьбы произведений в России ХХ столетия фальсификациям способствовали особо. Столь важное в антикварном деле понятие, как провенанс – происхождение, история произведения, - у нас подтвердить крайне трудно. Шедевр найден в глухой деревне на чердаке у старой бабушки? Ну да, его прихватил в 18-м году при разгроме барской усадьбы или разрушении местной церкви бабушкин прадедушка. Что вполне – при всей внешней невероятности - может быть сущей правдой. Или судьба авторов-эмигрантов и вывезенных собраний – десятилетия железного занавеса затрудняют отслежку работ. Потому и поверить потенциальный коллекционер может во все что угодно – особенно если его умело развести. Например, свозить за тысячу километров в ту самую деревню к бабушке, на чердаке которой…
Фальсификации говорят и о неплохом техническом уровне подготовки студентов художественных вузов. Копирование, кстати, тоже входит у них в программу – когда музеи закрыты для публики, туда пускают поработать студентов. А уж учащиеся реставрационных отделений и вовсе обязаны изучать все тонкости.
Бороться с фальсификацией в сфере искусства можно только очень тщательной экспертизой с применением всевозможных технических средств. (О том, что и сам эксперт не должен жульничать, наверно, упоминать не надо?)
Коллекционер совершил своей выставкой не просто радикальный жест. Признать публично, что тебя обманули – шаг для многих нелегкий.
Но пострадавший намерен идти и дальше и подать в суд на арт-дилера, продавшего ему эти работы. И призывает коллег-собирателей провести тщательную экспертизу своих коллекций. И, возможно, последовать его примеру.
Ну, а посмотреть курьезную экспозицию можно будет по 10 июня.
Оцените материал:
08.06.12 1257
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |