Вчера в Третьяковской галерее открылась выставка под названием «Маэстрия пера», на которой будут представлены произведения XVIII — начала XX века из фондов Отдела графики. Она продолжает серию сменных экспозиций музея, посвященных техникам и материалам рисунка. Галерея дает зрителям редкую возможность увидеть историю рисунка пером в контексте классического русского искусства.
МАКСИМ ВОРОБЬЁВ
Автопортрет с семьей. 1828.
Бумага, галловые чернила, перо.
21,8 x 16,9
Источник: tretyakovgallery.ru
У беседки. 1904–1905.
Бумага, тушь, перо. 19,1 x 14
Источник: tretyakovgallery.ru
Выставка рисунков пером знакомит с одной из самых древних рисовальных техник, обманчиво простой в исполнении, на деле же чрезвычайно сложной. Не допуская поправок, она требует от автора предельной точности руки и обостренного чувства формы. Рисунок пером подразумевает артистичное, на пределе выразительности владение линией и штрихом. Меняя и варьируя характер штриха, нажим пера, используя размывку кистью, на черно-белом листе можно добиться большого разнообразия художественных приемов. Не случайно перовой рисунок — камертон мастерства художника — называют наиболее изысканной техникой графики, «музыкой линий и штрихов».На протяжении столетий рисунок пером претерпел серьезную эволюцию. В разные эпохи он то обретал строгость линии и спокойную гармонию, присущую классицизму, то культивировал романтическую беглость и скоропись наброска, стремясь в штриховках передать оттенки тона, игру света и тени. В зависимости от индивидуальности художника и требований времени он либо играл вспомогательную, служебную роль, либо приобретал самоценность.
Арлекинада. Заставка для журнала «Золотое Руно» 1906. Бумага, тушь, белила, кисть, перо. 15,8 x 33,6
Источник: tretyakovgallery.ru
В XVIII веке умение рисовать пером входило в академический курс: тушью исполнялись копии с картин и скульптур-«антиков», фиксировалась композиция будущих полотен. Линеарный рисунок демонстрировал твердость и уверенность руки живописца, четко «проявлял» структуру замысла. Иные возможности обнаружило перо, служа рабочим инструментом художника в путешествиях и пенсионерских поездках: в ландшафтных видах особенно важными оказывались штрих, движение пера, тон сепии и бистра.
Рисунок первой половины XIX века отличает динамизм, изысканная скоропись. В эпоху романтизма незавершенность, характерная для этюда и эскиза, превращается в главное средство выразительности: оно выявляет стремление отразить бег времени, подчеркивает темперамент художника. Искусству второй половины XIX века свойственна скрупулезность в изображении натуры, внимание к деталям, проработанность и тщательность рисунка. В это время возникают специфические виды рисунка пером. Так, нацеленность передвижников на популяризацию искусства вызвала к жизни новый жанр — графические реплики с картин, необходимые для каталогов Товарищества передвижных художественных выставок. В натурных пейзажах, выполненных пером, возможно, сильнее, чем в живописных работах того времени, отразился пробуждающийся интерес к пленэру, к передаче эффектов освещения, живой игры света и тени.
На рубеже XIX и XX столетий графическая культура достигла расцвета. Возрожденный мирискусниками и символистами интерес к книжной графике и рисованной миниатюре дал импульс к развитию декоративных свойств перового рисунка. ХХ век с его культом индивидуализма принес несхожие авторские манеры: в стремлении найти собственный почерк художники активно экспериментируют с разными модификациями пера и основы, на которую наносится рисунок.
Кураторы выставки исследуют как «чистый» перовой рисунок во всем его многообразии, так и всевозможные его сочетания с другими графическими техниками и материалами, цветными и монохромными: сепией, бистром, акварелью. На примере трехсот экспонатов демонстрируются различные жанры графики: академические эскизы исторических композиций, авторские реплики живописных полотен передвижников, архитектурные проекты, пейзажи, путевые наброски, виртуозные портретные зарисовки, книжные иллюстрации, эскизы театральных декораций. В числе авторов — представители классицизма и романтизма (А. Егоров, С. Щедрин, М. Воробьёв, К. Брюллов, А. Иванов, Ф. Толстой), реализма (И. Шишкин, И. Репин). Проследить эволюцию перового рисунка на рубеже столетий, в Серебряный век и эпоху авангарда позволят произведения И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, К. Сомова, А. Бенуа, В. Кандинского, П. Филонова и других художников.
Выставка в Третьяковской галерее продлится до 12 апреля 2009 года.
Источник: tretyakovgallery.ru, ARTinvestment.RU
22.11.08 1171Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |