Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Крупнейший коллекционер икон мечтает о музее. - c 28 ноября 2008 по 13 января 2009г. Выставка икон из собрания В.А.Бондаренко.

Крупнейший коллекционер икон мечтает о музее. - c 28 ноября 2008 по 13 января 2009г. Выставка икон из собрания В.А.Бондаренко.
Крупнейший коллекционер икон мечтает о музее. - c 28 ноября 2008 по 13 января 2009г. Выставка икон из собрания В.А.Бондаренко.


В Государственном музее архитектуры им. А. Щусева состоялась презентация книги "Иконопись эпохи династии Романовых", представляющей "поздние" иконы из частной коллекции Виктора Бондаренко, пожалуй, самого знаменитого из российских собирателей икон. Грандиозная выставка икон из его собрания, которая прошла в Третьяковке в 2003 году, была первой и самой значительной из тех, что решились показать русские коллекционеры икон своим соотечественникам. Второй шумный проект господина Бондаренко под названием "Деисис" разительно отличался от первого и представил в той же Третьяковке компьютерные "образы" персонажей Священной истории, сконструированные современным художником Константином Худяковым. На третьей выставке, которая откроется в Третьяковской галерее 27 ноября, будут показаны иконы XVII — начала XX века, которые в российском искусствознании и коллекционировании долгое время считались второсортными. "Десять лет назад я мог купить икону Василия Гурьянова, который работал в начале ХХ века, за $5 тыс. Сейчас такие продаются по $300 тыс.",— сказал на презентации книги коллекционер. Галина Сидоренко (заместитель заведующего отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи), ставшая редактором книги, отметила, что этот гигантский фолиант в золотой обложке — не каталог, а монография, написанная на основе частного собрания. "Это было трудно",— призналась она. Однако книга удалась — что делает честь и ее авторам, сотрудникам ведущих российских музеев, и самому собранию. 

На вопрос "Ъ", верны ли слухи о том, что Бондаренко-коллекционер продал значительную часть своего собрания икон и интересуется теперь только современным искусством, Виктор Бондаренко ответил: "Нет. Иконы продолжаю коллекционировать и сейчас, вот только за этот год, штук шесть купил. Просто мне всегда хотелось, чтобы мое собрание икон было доступно публике, и я уступил его одному фонду с условием, что будет создан музей иконы. Сделка в стадии завершения; музей должен открыться".

Татьяна Ъ-Маркина
Газета «Коммерсантъ»№ 212(4029) от 21.11.2008


Спас Нерукотворный XVIIIв.

c 28 ноября 2008 по 13 января 2009г. Выставка икон из собрания В.А.Бондаренко является новой попыткой осмыслить развитие русской иконописи на протяжении трехсот лет правления последней российской династии – Дома Романовых. Проект, объединивший выставку в Третьяковской галерее и издание монографии по иконописи Нового Времени, вводит в реестр отечественного культурного наследия более двухсот прежде неизвестных произведений русского церковного искусства. 

Проект «Иконопись эпохи династии Романовых» знакомит с искусством яркого и противоречивого периода русской истории и культуры, который длился с конца XVII века по начало XX века. Зрителям представлен результат многолетнего собирательского труда известного московского коллекционера Виктора Александровича Бондаренко. Значимость собранной им коллекции в том, что она сформирована на высочайшем профессиональном уровне, состоит из произведений музейного качества и открыта для научных исследований. 

До сих пор на различных выставках «романовский» период в истории русской иконописи демонстрировали фрагментарно. Впервые отдельные образцы ее трехсотлетнего развития показаны столь полно, как это может позволить частное собрание. Большинство демонстрируемых икон относится к произведениям «личного благочестия». Многие из них дают замечательный пример сохранения многовековой традиции древнерусской иконописи в сочетании с новейшими тенденциями в искусстве своего времени. Словно зеркало, эти иконы отразили духовные и социальные перемены, связанные с уходом с исторической арены древней династии Рюриковичей, а вместе с ней Московской Руси, и воцарением в 1613 году династии Романовых. Особую ценность коллекции составляют различные варианты иконографии образа Богоматери, получившие в экспозиции отдельное пространство. Несомненным шедевром является образ Богоматери Грузинской, написанный изографом Оружейной палаты Московского Кремля Кириллом Улановым в 1690-е годы. Василием Улановым создано «Рождество Богоматери» (1715). 

Доминантой выставки стала костромская икона середины XIX века «Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми, со сказанием и чудесами от иконы». Протограф иконы – датируемый XIII веком чудотворный образ Богоматери Феодоровской – связан с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. С тех пор икона почиталась в царствующем Доме как семейная, и с нее делалось множество списков. Среди образов христологического цикла примечательна композиция «Воскресение Христово», исполненная в 1803 году мастером из Великого Устюга Прокопием Соколовым. Икона относится к тому «течению» в русском церковном искусстве, которое в качестве образцов использовало западноевропейские гравюры. Группа икон изящного миниатюрного письма представляет важный пласт русского старообрядческого иконописания. В первую очередь, это иконы XVIII–XIX веков из знаменитого села Палех. В них проявилась очень интересная тенденция возрождения наиболее почитаемых «новгородских писем». Пример живого иконотворчества в годы Первой Мировой войны – икона «Явление Богоматери русским воинам» (1915–1916). 

Образцом «документирования святыни» служит ратный образ «Богоматерь Казанская», исполненный М.Малютиным с чудотворной иконы Казанского собора в Москве. Как сообщает запись на оборотной стороне иконы-копии, она была освящена митрополитом Московским Филаретом 3 августа 1855 года «для отправления в город Севастополь храбрым воинам Российским». Одной из лучших в ряду немногочисленных повторений древнего чудотворного образа «Богоматерь Владимирская» является копия А.И.Брягина в размер подлинника. Созданная к международной выставке «Русские иконы», проходившей в 1929–1930 в Европе и США, она долго считалась утраченной. 

В числе ста экспонатов – шедевры знаменитых иконописцев Гурия Никитина («Троица», 1690), Кирилла Уланова («Троица», 1721), Иосифа Чирикова («Святитель Порфирий, епископ Газский», конец XIX века), Алексея Тюлина («Господь Вседержитель», конец XIX века), Василия Гурьянова («Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский», 1902), Михаила Дикарева («Иоанн Предтеча и преподобная Олимпиада», конец XIX – начало XIX века). Интересны и работы менее известных мастеров – Федора Астраханцева, Феодота Протопопова-Ухтомского и др. 

Выставка является продолжением проекта В.А.Бондаренко, реализованного в стенах Третьяковской галереи пять лет назад под названием «И по плодам узнается древо. Иконы XV–XX века из собрания Виктора Бондаренко». Изданный в рамках нынешнего проекта фолиант содержит монографическое исследование иконописи данного периода и полный каталог икон XV–XX веков, собранных В.А.Бондаренко за последние десять лет. По замыслу коллекционера, это один из первых юбилейных проектов, посвященных 400-летию избрания и венчания на царство Михаила Федоровича Романова. 

Пресс-показ – 27 ноября в 14.00 

Вернисаж – 27 ноября в 16.00 

Выставка открыта с 28 ноября 

Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж 

Аккредитация в пресс-службе ГТГ, тел.: 957 0792, тел./факс: 953 3375; е-mail: pr@tretyakov.ru

www.museum.ru

»» Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" - Русская живопись XI - начала XX в.
Адрес: город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд: От ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны: (495) 230-77-88, 951-1362, 238-1378
URL: www.tretyakovgallery.ru/
EMail: tretyakov@tretyakov.ru

Оцените материал: 0.0/0

    25.11.08 3088 antikvarius 
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar