Когда в России состоялся первый аукцион, достоверно неизвестно. Существует легенда о том, что в 1716 году Петр I на ассамблее у князя Александра Меншикова предложил присутствующим приобрести полотна петербургского живописца Ивана Никитина. Поначалу невольные участники аукциона особой активности не проявляли, но дар убеждения Петра, который выступил в роли аукциониста, был настолько силен, что последнюю работу за баснословные по тем временам деньги – 5 300 рублей – приобрел петербургский подрядчик Семен Крюков.
С середины XVIII века иностранные торговцы пытались устроить в Санкт-Петербурге профессиональные аукционы. Но успеха не имели, картины оставались нераспроданными.
В советское время легального арт-рынка практически не существовало: конечно, были выставочные залы и салоны Союза художников, в которых продавались картины, а также комиссионные магазины, где можно было найти антикварные произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Когда во второй половине 1980-х годов появились первые частные российские аукционные дома, все, что так или иначе связано с их деятельностью, обросло большим количеством мифов.
Сообщения СМИ о том, что на тех или иных торгах произведения искусства продаются за баснословные деньги, создают впечатление, что аукцион – это развлечение только для весьма состоятельных людей. Но это не совсем так.
"Посетителей российских аукционных домов я бы условно разделил на три группы, – рассказал "Голосу России" коллекционер и арт-дилер Владимир Борисенок. – Это покупатели, продавцы и те, кого я условно мог бы назвать "зеваками". Покупатели – это не только состоятельные коллекционеры, формирующие собственное собрание, приобретающие произведения самостоятельно или через арт-дилеров. Это также представители среднего класса, которые делают первые шаги на ниве коллекционирования.
Это дилеры, которые заходят в надежде совершить выгодную покупку, дизайнеры, реставраторы и даже представители музеев. Часто в аукционном зале можно увидеть продавцов, сдавших свои вещи на торги. Это арт-дилеры и галеристы, которые таким образом рассчитывают расширить рынок продаж. Это и обычные люди, не имеющие отношения к арт-рынку, которые по той или иной причине желают расстаться с принадлежащими им предметами старины. Они обращаются в аукционные дома, полагая, что таким образом получат за свои вещи наиболее честную цену.
Третья группа – "зеваки". К ним я отношу журналистов, искусствоведов и просто случайных людей. Интересно, что, по моим наблюдениям, представители этой группы также иногда становятся непосредственными участниками торгов".
Так было на аукционе, проводившемся в ноябре 2011 года Галереей Леонида Шишкина. В связи с переездом в новое помещение владелец галереи устроил "тотальную распродажу". Случай невиданный в российской практике. В результате все присутствующие в зале, даже те, кто не собирался ничего покупать, начали азартно торговаться.
Это неудивительно, ведь прекрасные вещи можно было купить за совершенно смешные деньги. Например, два больших рисунка Михаила Ромадина - он работал с Андреем Тарковским над "Солярисом", делал эскизы – были проданы за 42 тысячи рублей (чуть больше 1 000 евро) каждый, в 2–3 раза ниже рыночной цены.
Не так давно на торгах одного из российских аукционных домов несколько клиентов всерьез начали торговаться за эскиз плаката, созданный советским художником Борисом Тальбергом в 50-е годы прошлого века, на котором были изображены несчастные американцы, стоящие на улице с транспарантом "Согласны на любую работу". В самом рисунке не было ничего особенного, но, как сказал человек, купивший его по цене в несколько раз превышающей стартовую, ему просто понравился сюжет. Позже на основе этого плаката он напечатал плакаты, которые раздаривал клиентам своего рекламного агентства.
"Аукционные торги являются своего рода инструментом в руках арт-дилеров, инвесторов и других людей, занятых в сфере искусства, – сказал Владимир Борисенок. – Это особенно актуально для аукционных домов, специализирующихся на продажах предметов современного искусства, так как цены на антикварном рынке более-менее стабильны, чего не скажешь о рынке современного искусства.
Рынок продаж современных картин открывает нам все новые и новые имена талантливых художников, в чьи имена инвесторы вкладывают свой капитал. Взлеты цен на эти имена неслучайны, за этим, как правило, стоят крупные коллекционеры или дилеры".
Известны случаи, когда кто-то выставляет на торги картину, а потом при помощи знакомых, которые активно за нее торгуются, "взвинчивают" цену в несколько раз. Таким образом создается прецедент, на который можно ссылаться при последующих продажах работ этого художника.
Вместе с тем публичность аукционов предполагает более прозрачную схему сделок, нежели приватные галерейные продажи. Кроме того, сами аукционисты заинтересованы в соблюдении этических принципов, так как это в значительной степени влияет на репутацию дома и на бизнес в целом.
"Смею предположить, что нечестных сделок, совершенных на открытых торгах, значительно меньше, нежели в других куплях-продажах", - отметил Владимир Борисенок.
20.03.12 1003
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |