Каждый предмет, представленный в экспозиции музея "Русские часы", хранит историю и связь с вековыми традициями часового дела в России. Часы русских мастеров не похожи на английские, французские или венские, но при этом они вобрали в себя все то лучшее, что было придумано за многие годы развития мировой часовой механики: надежность немецких и стиль английских приборов времени, красоту и утонченность венских, художественность французских часов.
Коллекция, которая ранее никогда не выставлялась, насчитывает свыше 40 экспонатов, однако часть собрания все еще находится в процессе реставрации. Выставка рассчитана на посещение небольшими группами (1-5 человек) и будет интересна музейным работникам, специалистам по истории часового дела, коллекционерам часов и предметов старины, а также широкому кругу посетителей, интересующихся историей русской культуры и искусства.
Музей является действительным членом Ассоциации частных музеев России.
Среди предметов коллекции орловского музея "Русские часы" есть несколько экземпляров часов, оформление которых отличается своей консервативностю в деталях, не свойственной для стилистики мебели второй четверти 19 в, когда они были произведены. Это часы в корпусах красного дерева, выполненных в английском георгианском стиле конца 18 в.
В России английские часы были очень популярны среди московской публики 1830-40-х гг., они слыли эталоном надежности и долговечности. Однако в продаже можно было встретить лишь часы конца 18 в., а новые завести было нельзя, ввиду действующей тогда таможенной политики. К примеру, в газете "Московские ведомости" того времени нередко можно было встретить частные объявления, где на продажу выставлялись "экипаж, столовая и английские нортоновы часы самой надежной работы" (которым, вероятно, на момент продажи могло быть уже около 40-50 лет!).
Производители дорогостоящих часов не могли не ориентироваться в этом на вкусы покупателя и примером такой работы, в чем-то повторявшей крассические образцы английских часов георгианской эпохи можно считать эти часы московского мастера Кристиана Гимера.
Гимер был временным (приезжим) купцом и часовым мастером, он работал в Москве, примерно, с середины 1840-х по начало 1860-х годов. Его заведение располагалось в 1852 г. на Тверском бульваре, в доме Крекшиной. К сожалению, ни дат жизни мастера, ничего дополнительного пока больше узнать о нем не удалось.
Одной из наиболее характерных черт его часов, помимо прочих, был тяжелый маятник и подвес его на заднюю стенку корпуса, а не на механизм, как обычно было принято, а также богатое оформление циферблата, его ободка. Интересны и стрелочки: это типичные московские стрелки 1840-х годов, похожие были установлены Братьями Бутеноп на циферблаты часов Большого Кремлевского дворца в 1849 г. и курантов Спасской башни Московского Кремля при ремонте в 1850 г.
Известно три экземпляра подписных часов работы К.Гимера в частных коллекциях России и еще два неподписных, которые можно с достаточной долей вероятности атрибутировать как его работу.
На сегодняшний момент самыми старыми интерьерными механическими часами в собрании орловского музея являются напольные часы петергбургского мастера Августа Дитмара, произведенные в 1800-10-е гг., вероятно, еще до наполеоновской компании. Об этом говорят стилистические особенности и циферблата и яркого "жакобовского" корпуса, выполненного в духе "довоенного" классицизма.
Очень любопытным с технической точки зрения представляется механизм: бой у него четвертной, но приводится он всего одной гирей. В четверти раздается перезвон колокольчиков, а полные часы механизм отбивает только в один, основной колокол. Есть и множество других интересных и новаторских для того времени технических решений (один комбинированный металло-деревянный термокомпенсационный маятник чего-то да стоит), что говорит о бесспорном инженерном таланте мастера.
Вообще, Иоганн Август Кристиан Дитмар (Johann August Christian Dittmar) (1778–1861) — личность весьма интересная и загадочная. Сведения о его деятельности немногочисленны, но говорят о незаурядной натуре. Будучи уроженцем Пазевалька (Pasewalk), городка на земле Мекленбург-Передняя Померания, Дитмар основную часть жизни провел в России, став известным в Санкт-Петербурге как мастер-часовщик высочайшего класса. Благодаря своим талантам он был избран главой немецкой ремесленной управы, был очень состоятельным человеком, но, в тоже время продолжал выполнять заказы на часы высшего класса отделки, отличавшиеся нестандартными механизмами. В 1816–1822 годах Дитмар числился членом санкт-петербургской масонской ложи "Александра благотворительности к коронованному пеликану". Надо сказать, что масонство вообще было весьма распространено в среде российских немцев. Вот и эти часы носят, на мой взгляд, в себе что-то мистически-масонское...
В 1836 году за 20 000 руб. ассигнациями Диттмар изготовил "горизонтальные" четвертные башенные часы с боем для Петрикирхе — кафедрального собора святых Петра и Павла, которые были установлены в правой башне здания (до наших дней, к сожалению, не сохранились, но их копия - часы И.Фихтера, коллеги Дитмара по ремесленному цеху, до сих пор отбивают часы на крыше Зимнего дворца), а в 1839 году подарил школе при соборе настенные часы, которые украшали главную лестницу и с безупречной точностью отмеряли время уроков. Одна из немногих сохранившихся его работ — большие напольные часы-регулятор с четвертным боем на три гири и скелетонизированным циферблатом, которые находятся в экспозиции Музея-усадьбы Г. Р. Державина в Петербурге. Интересной особенностью работы Дитмара является его персональное клеймо (что встречается довольно редко), которое он ставил на самые значимые часы, такое клеймо можно увидеть и на часах из коллекции нашего музея.
Могила Августа Дитмара находится на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Скромное надгробие украшает изображение циферблата часов, а по продольным сторонам
высечены четверостишия на немецком языке, прославляющие благие дела усопшего. Сыновья и внуки Дитмара работали в Санкт-Петербурге часовыми мастерами, владели одноименным торговым домом и мастерской вплоть до Первой Мировой Войны, возможно и позже.
Отдельно хочется выразить огромную признательность петербургскому краеведу Анне Лисицыной, оказавшей неоценимую помочь в поиске информации по этому замечательному часовщику.
22.09.21 944Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |