Николай Тубаев больше десяти лет собирает ретро-байки
Он не фанатеет от современной мототехники — а любители железных коней ему завидуют. Николай Тубаев больше десяти лет собирает ретро-байки. Причём, не какие-то, а только ковровского производства. В своё время эти машины из города оружейников прогремели на всю страну. Сегодня от былой славы осталось всего несколько экземпляров, которые ковровский коллекционер бережно хранит в своём гараже. Наталья Зобнина прикоснулась к мото-старине.
Крутая лестница на второй этаж — и вы в мотоциклетном рае. Кто-то покрутит у виска, сказав, что хозяин пускает деньги на ветер. Николай Тубаев — мотоколлекционер. Его гордость — это два десятка представителей двухколёсного ретро: три японских машины, а вот остальное — дело рук ковровских инженеров-конструкторов. В своё время, после делёжки территории между ЗИДом и механическим заводом — где и был когда-то музей мотопроизводства — многие серийные и опытные образцы знаменитых байков были распроданы за бесценок. Николаю удалось «спасти» только пять экземпляров.
НИКОЛАЙ ТУБАЕВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР
Вот эти пять мотоциклов я покупал у перекупщиков там в 2, 3, 4, 5 раз дороже, чем продавались с завода.
Все эти раритеты на ходу. Но сейчас Николай предпочитает их не эксплуатировать. Реставрирует байки коллекционер сам. Тратит на это сотни тысяч рублей. В его гараже работать есть над чем — вот в таком виде когда-то были все его железные кони. А всё началось с К-125, которому в этом году стукнет 66 лет. Купил его Николай в 98-м и отдал за машину всего 250 рублей. На дороге он и сегодня выжимает 70 км/ч.
НИКОЛАЙ ТУБАЕВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР
Я его реставрировал буквально 11 лет — собирал все детали. Последняя
деталь установлена — это вот родной спидометр и ободок фары нашёл. Вот
эти детали в хорошем состоянии очень тяжело найти. Сейчас он комплектный
на 98%.
А вот К-175. Знатоки мототехники сразу отметят: он чем-то смахивает на чехословацкую «Яву» 50-х годов. Николай кивает и говорит, что эту модель так и прозвали — «ковровской Явой». К-175 восстановлен досконально. Тут полуавтоматическое сцепление — и родной аккумулятор. В своё время было собрано от силы четыре сотни таких машин. Почему так мало, спросите? Дело тут не в деньгах — а премудростях изготовления.
НИКОЛАЙ ТУБАЕВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР
Вот фара из двух половинок она состоит, бензобак, встроенный замок
зажигания — провода должны пропускаться внутри бака — там тоннель.
Крепятся провода за счёт болтов на замке зажигания. Всё это в общем
сложно — очень было сложно собирать его на конвейере. И одна из версий —
сложность сборки, и мотоцикл немного упростили.
В коллекции Николая есть даже мотоцикл для Минобороны. Вот он, белый. Снять «Восход-250″ очень сложно — в музее тесно. Но со слов Николая байк спокойно могли спускать в капсуле на парашюте — десантник «седлал» его уже на земле. В массовое производство мотоцикл так и не пошёл. Эта уникальная техника оказалась никому не нужна.
НИКОЛАЙ ТУБАЕВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР
Сделан был один мотоцикл, то есть он в одном экземпляре. Ну, Устинов помер — всё осталось — в одном экземпляре.
Просто поразительно, что такая коллекция ютится в скромном гараже. Николай мечтает о двухэтажном здании в центре города, площадью не меньше в 900 квадратных метров. Вот тогда можно смело и настоящий байк-музей открывать — говорит Тубаев. Местные чиновники как-то обещали помочь с помещением — но пока воз и ныне там.
Наталья Зобнина, Пётр Соколов, mirtv33.ru
25.08.12 1970
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |