Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В Париже проходит одна из крупнейших в Европе ярмарок искусства — 24-я биеннале антикваров.



В Париже проходит одна из крупнейших в Европе ярмарок искусства — 24-я биеннале антикваров. На время этого мероприятия Grande Palais превращен в зимний сад. Под его деревьями располагаются все сокровища старого искусства, которые парижские антиквары и их зарубежные коллеги в силах предложить коллекционерам. Из Парижа — ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

Biennale des Antiquaires — мероприятие интернациональное, но по духу остается французским, и дело даже не в том, что европейские и американские галереи составляют всего треть от общего числа участников (которых в этом году 94). По словам президента Национального синдиката антикваров (который организует ярмарку) Кристиана Дейдье, ярмарка — это "союз антиквариата, ювелирного искусства и гастрономии". На время биеннале в Grande Palais приглашены лучшие шеф-повара Франции, каждый из которых будет готовить для ее гостей в течение десяти дней, которые длится ярмарка (временный ресторан устроен на одной из красивейших лестниц, которые поднимаются к стеклянным сводам дворца). Девиз ярмарки — поддержание того самого "искусства жить", которым славится Франция.

Grande Palais засажен деревьями и цветами, кругом прямо на ковры настлан свежий дерн. Тонны земли и тысячи растений привезены из Версаля. Монтаж экспозиции длился три недели. Кстати, внешний дизайн стендов, созданный Патриком Базананом, отсылающий к эпохе ар-деко, выглядит гораздо более удачным, чем классицистический город, воздвигнутый в прошлом году модным дизайнером Франсуа-Жозефом Графом, и гораздо органичнее сочетается с архитектурой самого Grande Palais. Выставочные площади занимают всего 4,1 тыс. кв. м, притом что общая площадь дворца около 20 тыс. кв. м. Немудрено, что с участников собрали по €1,3 тыс. за 1 кв. м. Для сравнения: площадь стендов TEFAF, антикварной ярмарки в Маастрихте, с которой только и может соревноваться парижская биеннале, около 25 тыс. кв. м.

Кстати, сравнивать Biennale des Antiquaires с TEFAF в этом сезоне не стесняется никто, а ведь раньше это было табу. В Национальном синдикате антикваров даже обсуждалась возможность перехода биеннале в ежегодный режим, чтобы не отстать от TEFAF (проходит каждый март). Предложение пока отклонено, главная причина — мебельные галереи, которыми гордится Париж и которые являются фирменным знаком биеннале, не успеют за один год собрать шедевры достойного уровня. С живописью проще. Однако, как не преминули заметить французы, она часто просто кочует из галереи в галерею, что и правда нетрудно заметить на TEFAF. К тому же, если устраивать праздник такого размаха ежегодно, никаких денег не хватит. Так что пока Biennale des Antiquaires продолжает оставаться прекрасным анахронизмом.

Самое анахроничное на ярмарке, кроме ее смешной при нынешних скоростях инвестирования в искусство редкости проведения (раз в два года),— это отсутствие современного искусства. Особенно такая патриархальность поражает сейчас, когда в Версале в исторических интерьерах XVII и XVIII веков открылась выставка скульптуры Джеффа Кунса, и его надувной зайчик стоит на комоде Буль. Однако на биеннале современное искусство по-прежнему не пускают. Правда, само понятие современного организаторы теперь относят к искусству последних лет тридцати. Так что абстракцию Марка Ротко 1956 года тут увидеть можно — она продается на стенде нью-йоркской галереи L&M Arts за $45 млн. Некоторые галеристы используют современное искусство как элемент дизайна — например, галерея Bernard Dulon, которая занимается африканским искусством, среди мрачных идолов поместила картину Жана-Мишеля Баскьи. Каменный истукан из Гвинеи стоит €220 тыс. Баскья дороже. На стенде самого президента синдиката антикваров Кристиана Дейдье древнее китайское искусство. Китайская бронзовая ваза V-III веков до н. э. стоит €7 млн.

Глава галереи старых мастеров De Jonckheere Gallery, трижды участник Московского международного салона изящных искусств, уже выучил русский. Пейзаж Белотто на его стенде продан, венецианский вид Франческо Гварди за €2,5 млн — пока нет. Каких-либо специальных проектов, посвященных русскому искусству, на ярмарке нет. Полотна русских французов Сержа Полякова, Андрея Ланского, Никола де Сталя растворены среди полотен европейских художников середины ХХ века. Галерея Antoine Laurentin показывает персональную выставку Юла Шаповала — художника, родившегося в Киеве и жившего в Париже. Его кубистические полотна 1940-х годов оценены в €25-80 тыс. Галерея Le Minotaur показывает проект, посвященный парижским художественным группировкам, по разному трактующим абстракцию,— движению "Арт-концепт" и "Абстраксьон-креасьон", среди участников которых было немало русских. А стенд галереи напоминает какой-нибудь супрематический проун изнутри.

Коммерческий успех биеннале, по-видимому, сопутствует: красные кружочки "куплено" и зеленые "зарезервировано" встречаются часто. Не исключено, что расточительное великолепие дизайна сыграло тут свою роль — абсолютная подлинность травы, деревьев, виноградных лоз, огурцов и капусты придает реальность и самим произведениям старого искусства, и ценам на них.

 
Оцените материал: 0.0/0

    22.09.08 1025 antikvarius 



На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar