Эта история абсолютно незапланированная. Идея рассказать её возникла у меня после просмотра сюжета «Края Рязанского» о необычном хобби нашей коллеги – главного редактора рязанской «Комсомолки».
Три года Татьяна Бадалова коллекционирует редкие авторские и антикварные куклы. Сколько за это время приобретено экспонатов, не смогла сказать даже сама хозяйка. Говорит, перестала считать после тридцатой. Некоторые куклы живут в коробках, иные – на витрине в шкафу, а одна смело восседает на диване в кухне. Правда, на безопасном расстоянии от гостей, домочадцев и двух любопытных собак. Прецедент с питомцами уже случался. Одной кукле собака буквально оторвала голову, добравшись до жертвы в отсутствие хозяйки. Это было потрясением для Татьяны, которое она долго переживала.
Беда случилась и с другой куклой, немецкого производителя Kestner, которого называют королём кукольного производства. Его куклы считаются самыми красивыми в мире. У них благородные лица, правильные тонкие черты.
– София была второй в моей коллекции. Меня в ней поразили особенные ярко-синие глаза. Но, увы, судьба зло подшутила над ней. Во время одной из фотосессий кукла упала. Что удивительно, фарфор остался цел, но разбились глаза. А глаза у всех антикварок сделаны из выдувного стекла. Около года София жила «в слепоте», – рассказывает Татьяна.
А ведь именно глаза, кукольный взгляд – та важная деталь, которая стала для Татьяны одной из определяющих в коллекционировании. Чтобы «вернуть зрение» Софии, надо было заказывать оригинальные глазки за границей. Для ценительницы редких игрушек это оказалось невозможным: такие мелочи – еще бОльшая редкость. Восстановить уникальную деталь помогли в Рязанском театре кукол. Правда, теперь глаза у Софии выполнены из дерева. Но точно переданный взгляд не стал от этого менее волнующим.
– В душе я, наверное, так и осталась ребёнком, – признаётся Татьяна. – Я неправильный коллекционер, потому что не вкладываю деньги в приобретение «на чёрный день», чтобы когда-то коллекцию продать. Мне неважно, сколько таких кукол в мире: две, три или двести, хотя именно этот показатель, прежде всего, влияет на стоимость. Своих кукол я покупаю по зову сердца.
У каждой куклы в коллекции Татьяны – своя особенная неповторимая судьба. Первенца 1905 года выпуска она приобрела у потомка коллекционера. Говорит, что подтолкнул к покупке трогательный сиротский вид мальчика-пупса. Захотелось его спасти. Посылка, пришедшая из Германии, поразила Татьяну своими размерами.
– Коробка была огромная. Открыли её – в ней оказалось множество резиновых шариков, среди которых была ещё одна коробка. А в ней среди газет уже лежал Ганс, – вспоминает моя героиня. – Я его взяла, и у меня задрожали руки. Я так боялась его уронить!
К слову, имена многим своим подопечным Татьяна даёт сама. У антикварных кукол имён совсем нет – видимо, затерялись во времени. Авторским изданиям «родные» имена не всегда подходят – считает коллекционер. Так, Хансина превращается в Зосю, а недавно купленный персонаж пока остаётся безымянным. Приехал он из Англии. И пока в семье Татьяны не определят, какая роль была приписана мастером этой кукле: девочки или всё-таки мальчика?
– Может, это даже Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери, – предполагает Татьяна, любовно поглаживая выцветшее от времени зеленовато-серое войлочное платье.
На вопрос, что значит для неё это увлечение, Татьяна уверяет, что точно не страсть, а, скорее, кусочек большой мечты о детстве. Хотя, к слову, в детстве её привлекали совсем другие игрушки.
– В детстве у меня были куклы, даже гэдээровские, и я, конечно, в них играла, переодевала, одной даже челку отстригла. Но больше меня интересовали коллекционные машинки, у которых открывались дверцы, капот, багажник, руль крутился. Мне нравилась эта мельчайшая детализация. И хотя в советское время их было немного, но я их собирала.
Коллекция была растеряна в переездах и окончательно «убита» после рождения двоих сыновей. А три года назад неожиданно родилась любовь к куклам. Антикварным и авторским, тем, которые производят современные мастера очень ограниченным количеством. С них и началось хобби моей героини.
С претендентами на приобретение Татьяна смело знакомит своих домочадцев. Иногда дети принимают активное участие в обсуждении будущей покупки.
Понимают увлечение Татьяны дома ещё и потому, что она – не единственный коллекционер в семье. Супруг, например, увлекается гитарами, а младший сын собирает модели танков. Но Татьяна всё же превосходит близких в своих пристрастиях к прекрасному. Помимо коллекции кукол у неё имеется собрание картин и авторских игрушек. Но маленькое чудо в её жизни делает именно коллекция кукол.
– Без них мир был бы менее фантазийным, – считает Татьяна и просто уверена, что именно куклы помогают сохранить непосредственность в сложной современной жизни. Ложь, предательство, денежные проблемы остаются во взрослом мире, когда смотришь на эти практически копии живых людей, и возвращаешься мысленно в детство.
07.07.18 1013
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |