Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Коллекция автомоделей Александра Борисова — это целая история.



Александр Борисов

Если долго и пристально смотреть, то начинает казаться, что эти маленькие символы скорости сорвутся с места. Можно каждый год менять сверхкрутые автомобили на зависть пешеходам, а можно собирать чемпионат мира по ралли на стене собственной квартиры и получать от этого колоссальное удовольствие. Каждому свое.

Предисловие.
Определения или толковый словарь коллекционера

История давняя и, как многие другие, начинается просто. — Когда я был маленьким, мой дядя работал в Москве и часто выезжал за границу, откуда однажды привез машинку. Воспитанный на советских деревянных игрушках мальчик испытал шок от похожести, который поразил юный мозг. Я не отпускал модель ни на минуту, и даже погибла машинка в детских руках от заботы и внимания. С этого все и началось.

Сегодня в тематической коллекции Александра около 120 моделей машин, которые участвовали в чемпионате мира по ралли с 1971 года. Впрочем, количество — совершенно не главное, потому что коллекция для коллекционера — не предметы. Этого, увы, не объяснят ни энциклопедические статьи «Википедии» о причинах и особенностях коллекционирования моделей машин, ни дискуссии на специализированных интернет-форумах по поводу границ собирательства и коллекционирования. Александр подбирает множество определений за минуту.

Ни с одним и спорить не хочется: — Коллекционирование — это история в любом виде, неважно, какой собираешь предмет. Вот коллекционер бутылок: он знает, как появилась какая-нибудь бутылка, где она была сделана. Из чего, для чего, сколько ей лет… Так любой коллекционер знает историю развития того предмета, который собирает. Можно и так сказать: коллекция — наркотик. Каждое приобретение — доза. Или так: пополняя коллекцию, чувствуешь себя как первоклассник. Открытие. Новое приобретение заставляет учить историю. Об этом можно вообще говорить долго.

История первая.
Эгоизм или о том, как важно знать историю

«Википедия» еще кое-что упустила. Оказывается, машинки (игрушечные медвежата, монетки, фантики, марки — неважно), подаренные закадычным другом или внимательным коллегой, — это не коллекция. Не истинная, во всяком случае. Настоящий коллекционер все собирает сам, не пуская в свою коллекцию никого. В этом ощущается таинство, причастность к уникальному:
— Сейчас стало легче. Заказы делаю в интернете. Разные страны, но почта объединяет. Подчеркиваю: это всегда ограниченная серия. Если выпущено 1500 экземпляров на весь мир, то один точно есть у меня. Как и любой предмет сбора, коллекционные модельные машины — штучный товар, и всегда ручной сборки. Ну и ценник заметно отличается от китайских машинок в магазине игрушек.

Заветный объект, попадая в коллекцию, должен быть заранее изучен со всех сторон. Как у любого коллекционера, у меня есть свой список «Ш». Информация о том, как оригинал попал в спорт, когда участвовал в ЧМ по ралли, и его след в развитии марки легко запоминается, как только машинка встает на полку. Очередная маленькая история логично ложится в историю общую.

Ford Escort WRC — Ралли «Монте-Карло». 1998г.Ford Escort WRC — Ралли «Монте-Карло». 1998г.

История вторая.
«Место бывает одно — первое!»

Выбор тематики и столь глубокое погружение в тему Александру обеспечила все-таки не мировая паутина, а личное занятие спортом.

— 10 лет занимался авторалли, когда-то был единственным профессиональным автоспортсменом в Республике, входил в состав сборной, которая небезуспешно отстаивала честь Коми АССР на чемпионате РСФСР. Между прочим, автоспорт в Коми был очень хорошо развит, и здесь проводили соревнования даже всесоюзного уровня, но теперь, к сожалению, спортсменам себя сложнее реализовать. Спорт, как и коллекционирование, — это тоже навсегда. Для меня спорт начался, когда я на ЗАЗ 965 впервые хорошим ходом проехал «веером», и пока не закончился — никогда не упускаю возможности прокатиться. Сейчас ставлю детей в мотокроссе, — а кто покажет как надо, если не отец?

История третья.
Детальное рассмотрение

Маленькие машины требуют бережности создания. Коллекционные машины бережности требуют вдвойне. Непосвященный не сразу поймет, что это безумно хрупкие вещи. Чего только стоят все точно скопированные мелкие детали, вплоть до стеклоочистителя фар! Пока это главная причина того, что модели Александра Борисова не выходили в свет.

— В Сыктывкаре как-то проводилась выставка, где были представлены серьезные коллекции автомоделей. Было бы здорово самому поучаствовать, но это невероятно сложно: каждая машина прикручена к подиуму, и для того, чтобы выставить коллекцию, мне надо только часов 15 все собрать на подиумы, а потом еще как следует запаковать и привезти в целости и сохранности. Там разобрать.

Впрочем, так ли уж коллекция требует зрителя?
 — Коллекция прежде для себя, не для кого-то. Приходят друзья, родные,  смотрят — на этом все. Дети интересуются, но без сильной увлеченности. Ну, тут все просто: доступное неинтересно. Зато они давно поняли, чем отличаются игрушки от моделей, и то, что папины машины можно трогать только глазами. Любая коллекция как коньяк, — любит выдержку. Ведь потребность в истории возникает тогда , когда история уходит...

История четвертая.
Машинных дел мастер

В каждой истории есть место неожиданному: на самом деле коллекция не одна. Другая — грузовая — создавалась на кухне по ночам.

— Машины я клеил своими руками, процесс весьма трудоемкий. Чтобы никто не мешал, за работу садился в 9 вечера, а заканчивалась рабочая ночь в 6 утра. Года три стойкий запах краски сохранялся на кухне. Мне нравилось этим заниматься, но модели большие — 24-й масштаб, и габариты квартиры не позволяли пополнять коллекцию. Так что теперь она временно живет на балконе. Не исключено, что я к склейкам вернусь, когда появится время. Вновь возьму «телескопические» очки и сяду за интересную работу.

Вместо послесловия.
Рыбак vs Коллекционер

Оказалось, что обо всем этом действительно можно говорить долго. В истории коллекционера нет финала. Есть им объявленные ценности.

— Наше поколение самое счастливое, в том числе, и с точки зрения свободных возможностей. Не тех, о которых сейчас все говорят, а других — клеить самолетики, собирать чайники, значки с зайцами, или спичечные коробки с гербами союзных республик… К сожалению, наше общество становится все более меркантильным. Когда многие покупали ваучеры, я покупал машинки... Перефразируя пословицу о рыбаках, можно сказать, — коллекционера поймет только коллекционер!

Оцените материал: 0.0/0

    21.09.12 1673 antikvarius 
коллекционер, модели, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar