Для жителей префектуры Дали на юго-западе
Китая идея о том, что горы могут рисовать, не нова. На протяжении
тысячелетий они добывали мрамор, а умелые мастера разрезали камень,
чтобы выявить изображения, созданные за миллиарды лет геологической
активности.
Кусок
мрамора, отобранный с пика Сань Ян горы Цаншань в префектуре Дали
мастером-селектором Ян Цзюнем в 2012 году. Размер: 23.5 дюймов на
28.75дюймов. Фото: TK Asian Antiquities |
Прожилки минеральных отложений на «камнях
сновидений», отполированные и оформленные, изображают сцены, которые
выглядят, как пейзажи, морские виды, леса, люди и животные, а
художественные стили, которые они напоминают, варьируются от манеры
письма династии Сунн до абстракционизма.
Источником этого необычного мрамора являются горы Цаншань, окружающие древний город Дали провинции Юньнань.
Именно во время поездки в Дали 15 лет назад в поисках бронзы дилер и
исследователь антиквариата Майкл Теллер наткнулся на камень сновидений.
Несмотря на то, что Теллер занимался антиквариатом в течение
десятилетий, он никогда раньше не слышал о «камнях сновидений», пока не
увидел такой камень в доме одного пожилого китайца.
«Он был прислонён к стене в этой кладовой сокровищ произведений
искусства, — вспоминает Теллер. — Я принял его за картину и сказал
хозяину: "Какая прекрасная картина!”. А тот по-настоящему расстроился и
начал объяснять мне, что это "камень сновидений”».
Теллер узнал, что «камни сновидений» были в большом почёте и
пользовались спросом у членов королевской семьи, аристократов и
образованных людей со времён династии Тан. Согласно летописям династии
Сун, императоры ценили их выше драгоценных камней и золота и даже
требовали в качестве дани. На самом деле, далийский мрамор настолько
почитался в древнем Китае, что слово «мрамор» по-китайски звучит «дали».
Увидев «камень сновидений», выдающийся географ и учёный, живший во
времена династии Мин, Сюй Сяке сказал знаменитые слова, что «все
художественные галереи, в которых не выставляются камни сновидений,
должны быть закрыты, потому что никакой другой вид искусства не может
сравниться в отображении сущности природы».
Несмотря на свой высокий статус в истории, «камни сновидений» были почти
неизвестны в XX веке вследствие систематического разрушения
традиционного искусства во время правления Мао и при коммунистическом
режиме.
«Этот вид искусства потерян для последней пары поколений, — говорит
Теллер. — Но они не почувствовали утраты, поскольку даже не знали о
существовании такого искусства».
Несмотря на попытку компартии Китая вытравить из памяти народа
традиционные искусства, 150 семей байского национального меньшинства
внутри и в окрестностях старого города Дали упорно продолжают хранить
традиции добычи, коллекционирования и оценки камней.
В настоящее время небольшая группа коллекционеров как в Китае, так и на
Западе, начала возрождать и оценивать художественную ценность камней и
тот редкий талант, который требуется, чтобы безошибочно угадать
спрятанную в камне картину.
Загадочная связь
Мрамор повсюду. В Дали небольшие мраморные поделки очень популярны у
туристов. Тем не менее, сложно найти камни, которые могут стать
шедеврами искусства, а ещё сложнее раскрыть их.
По оценке Теллера, только 12 признанных ныне живущих мастеров обладают
способностью интуитивно почувствовать, где и что добывать, и как выявить
заключённое внутри камня произведение искусства.
«Невозможно найти такую же цветовую гамму и такой же рисунок,
перебравшись на другую сторону горы или даже сделав 50 шагов в сторону»,
— говорит Теллер.
Камни имеют врождённую связь с местами, где они были
найдены. Часто камень, подобранный в лесистой зоне, изображает
бамбуковую рощу; горный камень изображает окутанную туманом вершину
горы. Никто не знает, почему это так, и эта загадка является частью
притягательности «камней сновидений».
Только мастер обладает интуицией, шестым чувством или опытом — как это
ни назови, которые подсказывают ему, как резать камень под нужным углом и
положением, с точностью до 1/16 дюйма, чтобы раскрыть картину, имеющую
художественную ценность.
В галерее Теллера в центре Манхэттена выставлен небольшой валун, который
изображает вершины гор в оттенках ржавчин, однако он остаётся не
отполированным и необработанным. Если посмотреть на него со стороны,
можно представить, что если бы мастер вырезал на долю дюйма дальше, то
картина выглядела бы совсем иначе, а, может быть, и вовсе не впечатляла.
«Он мог бы получить красивую плитку для пола», — пошутил Теллер.
Оценка и коллекционирование
Число коллекционеров «камней сновидений» растёт, утверждает Теллер,
который проводил выставку, где было представлено 175 камней, и 150 из
них были проданы. Почти никто из покупателей не слышал и «камнях
сновидений» раньше, но все они были очарованы их красотой и внутренней
притягательностью.
«Коллекционеры "камней сновидений”, похоже, не относятся к какой-нибудь
определённой демографической группе, — отмечает Теллер. Среди
покупателей были люди всех возрастов, культурной среды, уровня
образования и финансового положения. — Одна молодая пара приобрела
небольшой камень в кредит, а один миллионер приобрёл сразу 40 камней».
Цены на камни колебались от $950 до $50 000.
Растущий интерес к этому виду искусства вызвал настоятельную потребность
в органе надзора, выступающем в качестве защитника коллекционеров. В
Китае есть мастера-резчики по камню, работающие с мрамором, но это не
мастера по раскрытию «камней сновидений».
Непосвящённым легко попасть в ловушку непомерных цен за камень, с
которым произвели манипуляции. Даже если камень получил одобрение
местной ассоциации, в лучшем случае он может оказаться нестоящим
экземпляром, в худшем варианте — подделкой.
Чтобы способствовать развитию этого редкого вида искусства и сохранить
его чистоту, Теллер и несколько специалистов по камням учредили
Международную Ассоциацию по «камням сновидений» Дали (I.D.D.A.).
До учреждения I.D.D.A. в Китае существовали несколько местных обществ
коллекционеров камней, однако не было международной организации,
защищающей права мастеров и коллекционеров. После того, как, по
сведениям I.D.D.A., один камень был продан в Китае за $250 000, создание
ассоциации стало крайне необходимой.
Путём голосования члены ассоциации классифицируют, сортируют, оценивают и
сертифицируют камни сновидений, беря за основу редкость камня в
природной среде, соответствие раскрытой картины художественным
принципам, качество работы мастера.
Даже при такой попытке стандартизации вкусы в отношении камней остаются очень личными.
«Несколько человек могут разглядывать камень сновидений, и у всех будет
одинаковая внутренняя реакция, но каждый увидит в нём что-то совершенно
отличающееся», — отметил Теллер. |