Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В Калуге представлены изделия Песоченской фаянсовой фабрики разных эпох

В Калуге представлены изделия Песоченской фаянсовой фабрики разных эпох
В Калуге представлены изделия Песоченской фаянсовой фабрики разных эпох

Калужский областной художественный музей отдал дань памяти одному из создателей российской индустрии, купцу Сергею Мальцову.

В витринах экспозиции в бывшем Доме учителя представлены изделия Песоченской фаянсовой фабрики разных эпох. 

Купец – это не спекулянт, продающий скупленное по дешевке или втридорога. Купец Сергей Иванович Мальцов – создатель целого промышленного округа, остатками которого до сих пор богатеют Брянская, Калужская, Орловская области.

Первые русские рельсы, которые предприятия бизнесмена (в истинном смысле слова) начали производить с 1841 года, до сих пор лежат на улицах Лондона! 

Век назад в Песочне было три предприятия европейского калибра: чугунолитейный завод, эмалировочный завод, фаянсовая фабрика. 

Причем последнее из предприятий работало целиком на местном сырье –  добываемой тут же, в Глухове, огнеупорной белой глине. 

Фаянсовая фабрика была перепрофилирована из молотового горного завода владельцем в 1853 году. Сорок лет фабрика выпускала белую глазурованную посуду, бытовые изделия для небогатых слоев населения по 60 тысяч штук в год. 

В 80-е годы XIX века из–за преступной политики правительства хозяйство Мальцовых пришло в упадок – чиновники сообразили, что им лично выгоднее размещать крупные заказы за границей. В 1899 году фабрику арендовало, а в 1911-м купило Товарищество М. С. Кузнецова, магната чайной промышленности. В реконструкцию предприятия, которая продолжалась вплоть до национализации в 1919 году, были вложены огромные средства. 

Ультрасовременное предприятие к 1914 году выпускало в год более трех миллионов разнообразных изделий, крупица которых представлена в экспозиции. В прейскуранте фабрики значилось несколько сот наименований, а с разновидностями  - ло 2900! Только многопредметных сервизов на шесть и двенадцать персон изготавливали до десятка: столовый, чайный, кукольный, граненый, детский….

Как примитивно мы живем! Как вы живете, уважаемый читатель, без сырной доски? Их выпускала песоченская фабрика, а также кувшины, миски, компотницы, фруктовницы, соусники, горчичницы, сухарницы, лотки, подстаканники, судки, поддоны…

Изготавливали не только столовые приборы, но и фотографические рамки, подсвечники восьми фасонов, бутылки, цветники, папиросницы, визитницы, градусники, вазы для цветов и зонтов, приборы умывальные и туалетные, циферблаты для часов, бонбоньерки и многое другое. 

Причем все это – вечное. Любой археолог скажет вам, что керамика хранится лучше всего, и изразцы ворот Вавилона сияют так, будто их вчера сделали. Кроме того, вся эта продукция абсолютно безопасна для человека, экологически чиста. Если чашка разбилась, то  - «прах к праху», глина к глине, она возвращается в землю, не загрязняя ее.

При Кузнецове покупателей поражал обильный и разнообразный декор изделий при их безупречном качестве. На протяжении десятилетий сотни мастеров-живописцев и отводчиков определили несколько типов песоченских изделий: с красной или золотой отводкой, с золотой лентой, печать штампом, тень с двумя-тремя красками…

Живописная разделка состояла в украшении изделия стилизованными элементами – растительным или геометрическим орнаментом. Почему-то его называли агашками, а мастеров – Агафьями (даже мужчин, а их в цехе было двадцать семь). Работа велась без разметки, требовала твердой руки, глазомера, чувства меры и вкуса. 

Архив фабрики донес до нас имена мастеров первой трети XX века, которые расписывали штучные медальоны, вазы, пасхальные яйца, – Андриан Переборщиков, Михаил Снопов, Василий Куприанов, Владимир Лобковский. Скульптором, а в 1920-х годах заведующим скульптруным отделением был Иван Бессмертнов. 

В первые годы XX века на фабрике внедрили декалькоманию – наклейку на изделие живописных сдвижных картинок. Это позволило имитировать западноевропейский художественный фарфор

Но мастера не грешили вторичностью. Событием в художественной жизни России становился выпуск оригинальных медальонов с лепниной, бюстов, скульптур животных, пасхальных яиц.

В 1920-30-е годы на фабрике были созданы произведения агитационного фаянса, выше других ценимые сегодня на антикварном рынке. Уникальная партия камерной скульптуры – портреты Качалова, Москвина, Мейерхольда были сформированы по шаржированным рисункам Кукрыниксов. 

Вехой для кировского завода стал сорокапятилетний труд художника–керамиста Евгения Никитина (1929 – 1992 гг.). Он создал эскизы сотен изделий, многие тысячи предметов расписал сам.

В 1990-е годы в серийное производство были введены современные вазы, кашпо, скульптуры («Глухарь», «Собака бассет», «Собака ризеншнауцер»). Пейзажные композиции росписей настенных и напольных ваз, выполненные Андреем Махровым, Еленой Бурносовой, Мариной Степичевой, другими мастерами,имеют высокий спрос на рынке страны. Бренд фабрики – изящные сухарницы, изготавливаемые полуторавековыми династиями мастериц–плетельщиц. Они умудряются плести изделия эфирного изящества (и хрупкости) из глиняных жгутов!

Приходите на выставку, восхититесь мастерством предков и современников.

Валентина РЕЧКИНА

    07.10.15 1478 antikvarius 
Оцените материал: 5.0/1
музей, керамика, фарфор, фаянс
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar