Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Сокровища с затонувшей шхуны "Фрау Мария" поднимут в 2010 году



Корпус затонувшей шхуны "Фрау Мария". Рисунок с сайта проекта по изучению "Фрау Марии"
 
Шхуна "Фрау Мария", перевозившая сокровища для Эрмитажа и затонувшая в 1771 году у берегов Финляндии, будет поднята на поверхность в 2010 году, об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на президента благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артема Тарасова.

В трюме корабля, лежащего на глубине 41 метр, находятся купленные для Екатерины II на аукционе в Амстердаме картины голландских художников, а также фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгоценных металлов.

При изучении архивов удалось обнаружить документы об аукционе, на котором приобретались картины для Елизаветы II. Таким образом, стало известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу.

Специалисты рассчитывают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную степень сохранности полотен. На данный момент в разработке находятся два варианта подъема ценностей на сушу: подъем только ценностей и подъем самого корабля вместе с грузом.

Переговоры между Россией и Финляндией о подъеме судна ведутся с начала 2008 года. Вопрос о принадлежности ценностей пока остается открытым.

 

 Шхуна "Фрау Мария" с сокровищами для Эрмитажа, затонувшая в 1771 году у берегов Финляндии, будет поднята со дна моря к 2010 году, сообщил на пресс-конференции во вторник президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов.

"Фрау Мария" перевозила ценности для пополнения коллекции Зимнего дворца по заказу императрицы Екатерины II. В октябре 1771 года судно попало в шторм и затонуло у берегов Швеции, в нынешних территориальных водах Финляндии.

"Мы бы хотели сказать, что за два года удастся осуществить все необходимые мероприятия и в 2010 году можно было бы реально увидеть, какие тайны скрывает этот корабль", - сказал он.

Список "Фрау Марии"

В трюме "Фрау Марии" на глубине 41 метр находятся купленные для Екатерины II на аукционе в Амстердаме картины голландских художников, а также фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгметаллов.

"При изучении архивов с целью определить, какие картины были приобретены для Екатерины II, удалось обнаружить документы об аукционе. Имена четырех дилеров были точно установлены - все вместе они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников 16-17 веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100 миллионов евро", - рассказал Тарасов.

Известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу.

"Если остальные картины приобретались за 36-150 гульденов, то триптих Доу был куплен за 15 тысяч гульденов", - пояснил Тарасов.

Специалисты рассчитывают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную степень сохранности полотен. Косвенно об этом свидетельствуют данные об экспедициях для подъема шхуны, которые снаряжала Екатерина II в течение трех лет после ее крушения.

По словам замдиректора Эрмитажа Георгия Вилинбахова, реставраторы музея, хотя прежде и не сталкивались с поднятыми с морского дна предметами, уже прорабатывают вопрос сохранности и спасения груза "Фрау Марии".

"В течение 2009 года мы будем делать наработки по этому вопросу, чтобы мы понимали, с чем можем столкнуться в случае, если вещи будут найдены и будет что реставрировать", - сказал он.

Поднять нельзя оставить

По словам Тарасова, переговоры о подъеме "Фрау Марии" проходили на уровне первых лиц России и Финляндии.

Во вторник впервые на российской территории состоялась международная встреча с участием руководителей фондов "Крейсер "Варяг" и "Спасение национальных культурно-исторических ценностей", специалистов и экспертов из России, Швеции, Финляндии и Нидерландов, по итогам которой были представлены две концепции подъема ценностей на сушу.

Как отметил генеральный директор "Балтспецфлота" Андрей Шпигель, первый вариант предполагает подъем только ценностей, а второй - судна с грузом.

Приоритетным называется именно второй вариант: под корпус хорошо сохранившейся шхуны будут продеты мягкие стропы, и с помощью плавкрана и двух понтонов она будет поднята на поверхность, после чего заведена в док, чтобы, по словам Шпигеля, "можно было спокойно без риска для жизни водолазов достать груз".

В течение 2009 года будут проводиться исследования, в том числе рисков для сложившейся подводной экосистемы.

"Это необходимо, чтобы концепция стала реальным проектом", - сказал директор "Балтспецфлота".

Чье ничье?

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения - России, Финляндии или еще какой-то стране, остается открытым.

Эксперты, ссылаясь на деликатность ситуации, говорили, что груз "Фрау Марии" - достояние всей Европы, которое нужно представить в виде передвижной экспозиции.

Вместе с тем, специалисты отмечают, что Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои права на груз затонувшей "Фрау Марии".
 
Оцените материал: 0.0/0

    20.11.08 1744 antikvarius 
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar