Истории даров коллекционера Юлия Невзорова
Экспозиция произведений живописи и графики «Моя большая любовь к Иркутску» открылась в областном художественном музее им. В.П. Сукачева. На ней представлено около 50 картин – даров известного московского коллекционера Юлия Невзорова.
Выставка посвящена его памяти, в июне он скончался, не дожив три года до своего столетнего юбилея.
Всю свою богатейшую коллекцию знаток русской живописи и графики завещал музеям страны. Основную ее часть – около 600 произведений искусства – преподнес основанному в 1985 году Восточно-Казахстанскому музею в городе Семей, который ныне носит имя семьи Невзоровых. Однако значительная часть шедевров, более шестидесяти, в том числе живопись Николая Репина, графика Алексея Саврасова и пять фрагментов одной старинной картины была подарена Иркутску. Именно здесь Юлий Невзоров родился, увлекся живописью и посещал студию одного из основателей иркутской художественной школы Ивана Копылова.
– Коллекцию семьи Невзоровых начал собирать еще их дедушка, продолжил отец, ну а сын оказался не только самым страстным собирателем, но и знатоком произведений искусства, – отметила заместитель директора по науке Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. – Он значительно преумножил и обогатил семейное собрание. Юлия Невзорова с бывшим директором нашего музея Алексеем Фатьяновым связывала крепкая дружба, особенно много работ коллекционер подарил в 1960-е – 1970-е годы. Сам он писал статьи, очерки и даже делал открытия в области искусства.
Интересовало коллекционера в основном русское искусство, поэтому Юлия Невзорова можно считать продолжателем традиций Третьякова. Оно-то и представлено на выставке, однако есть здесь и работы западноевропейских мастеров. Кстати, ценность экспозиции в том, что на ней представлены не только известные произведения из постоянной экспозиции музея, но и работы, которые демонстрируются впервые.
Например, карандашный «Портрет молодого офицера» известного русского художника Павла Федотова, работы которого в основном имеют только столичные музеи. Или проникновенный пейзаж малоизвестного живописца Николая Халявина. Одна из самых старинных и загадочных работ – фрагмент «Коленопреклоненный юноша» картины XVIII века со сложным названием «Рюрик, поручающий при кончине своей младенца сына своего Игоря и вместе княжения сроднику своему Олегу» художника, которого считают одним из первых мастеров исторической живописи, – Ивана Акимова. В Иркутском художественном музее хранятся еще три фрагмента холста. Правда, сейчас они находятся на реставрации, а пятый фрагмент был подарен Юлием Невзоровым Семейскому музею.
– У этой картины трагическая судьба, впервые коллекционер увидел ее еще до Великой Отечественной войны у ленинградской старушки, – рассказала специалист по русскому искусству художественного музея Людмила Снытко. – Тогда картину приписывали кисти другого мастера исторической живописи – Лосенко. Он заинтересовался работой, но потом упустил ее из виду и уже после войны увидел части полотна у одного коллекционера. Ему удалось уговорить его продать пять фрагментов произведения. Оказывается, у бабушки оказался очень странный наследник, который решился разбогатеть на произведении искусства и разрезал ее на несколько фрагментов. Куда они разошлись, сколько их было, неизвестно. Понятно, что в сохранившихся фрагментах отсутствуют главные герои – Рюрик и Олег, известный позднее как Вещий.
Пятый фрагмент Юлий Невзоров оставил у себя, в надежде отыскать остальные части картины, однако со временем отчаялся и подарил его музею города Семей. Однако сотрудники иркутского музея не теряют надежды и считают делом своей чести попробовать отыскать недостающие фрагменты исторического полотна.
В экспозиции можно также увидеть уже известные картины. Наверное, самая прекрасная из них – пейзаж известного мастера Союза русских художников Сергея Виноградова «Сад», которая находится в постоянной экспозиции музея. Кстати, посетители увидят ее обновленный облик, ведь недавно картина была отреставрирована. Кроме того, здесь можно увидеть очень красивый и законченный по композиции эскиз к несостоявшейся картине Абрама Архипова «Засуха. Просят дождя». Другие эскизы к произведению находятся в Третьяковской галерее. В экспозиции также представлен эффектный портрет «Дама в белом» художника Кравченко-Гука. А также эскиз Ильи Репина к картине «Садко».
– Он писал ее во Франции, а чуть позднее создал «Нищую», – уточнила Людмила Снытко. – Правда, сам он не очень любил картину «Садко», и ее в то время не сильно хвалили, но потом работу переоценили заново. Этюдов к этой картине немного, а благодаря Юлию Невзорову один есть в нашей коллекции.
Говорят, что искусство делает человека прекраснее, но вряд ли только это является причиной бескорыстного дарения коллекционерами своих картин музеям. Кстати, в мемуарах Юлий Невзоров часто сетовал, что многие прекрасные собрания рассыпались после смерти своих владельцев, и, наверное, заранее позаботился, чтобы его коллекцию эта участь миновала.
Елена Орлова
21.08.10 3026
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |