Илья Сорокин: «В коллекционировании старинных машин главное — трепетная любовь»
Накануне открытия уже 16-й по счету «Олдтаймер-Галереи» — популярной российской выставки старинных автомобилей, GZT.RU поговорил с ее основателем и организатором Ильей Сорокиным. Хотя сам он не коллекционирует старые авто и не владеет ни одним из экспонатов выставки, Сорокин заслужил славу главного в России знатока по олдтаймерам.
«Олдтаймер-Галерея» — главное авторетрособытие России, и многие именитые реставрационные центры специально готовятся к своему «выступлению» на «Олдтаймер-Галерее», выкатывая уникальные редчайшие экземпляры. Выделить из них «самый большой раритет» — дело заведомо безнадёжное. Когда мы попытались это сделать, у нас получилась своего рода «Великолепная пятерка»:
- фантастически красивый Cadillac Fleetwood 60 Special 1940 года — первый автомобиль, в котором владелец смог обходиться без шофёра, то есть первый по-настоящему личный автомобиль,
- Ford Thunderbird 1956 года — автомобиль совершенно другой эпохи, любимец Мэрилин Монро, Элвиса Пресли и Джона Кеннеди,
- уникальный гоночный «Москвич» — слава и гордость советского спорта,
- первый дизельный легковой Mercedes, отмечающий в этом году 75-летие,
- потрясающий Delahaye-175, разоривший своего производителя, но вошедший в историю, как один из самых роскошных авто всех времён и народов…
Чем нынешняя выставка отличается от предыдущих?
Эту выставку отличает 99-процентное обновление экспонатов по сравнению с весенней «Галереей», появление абсолютно новых компаний-участников, новых направлений, например, удивительно красивый стиль steampunk.
Что изменилось с тех пор, как вы провели первую выставку?
Как организатор, за пятнадцать проведённых выставок я приобрёл бесценный опыт и считаю, что «Олдтаймер-Галерея» имеет огромный потенциал развития. Выставка становится с каждым разом ярче, насыщенней, интереснее. Появляются новые сервисы для посетителей, например, возможность арендовать аудиогид и дополнить эстетическое удовольствие от посещения «Олдтаймер-Галереи» увлекательной и очень информативной экскурсией. Или вот ещё новинка: посещение нашей выставки теперь можно подарить, приобретя заранее специальный «Подарочный сертификат».
У какого из экспонатов галереи самая невероятная история?
За каждой из этих машин стоят не просто случаи, а такие сюжеты, что впору романы писать. Вот, например, весьма поучительная история.
В довоенной Риге жили два брата. Неплохо жили — имели совместный бизнес, сдавая в аренду доходные дома. И не о чем было бы рассказывать, если бы не вздумалось им однажды привезти из Америки автомобиль. Именовался он Chrysler De Soto. Братья стали его использовать в качестве таксомотора для доставки отдыхающих к взморью, но вскоре что-то не поделили. Разные, говорят, у них были взгляды на вложение средств, выручаемых от этой коммерческой перевозки. Когда один сорит деньгами, а другой живёт умеренно, рано или поздно приходится расставаться. Недвижимость и деньги еще можно поделить, но автомобиль-то был один-единственный, не пилить же его в самом деле.
Долго и зло препирались братья, о том, кому он должен достаться, как вдруг сам предмет спора исчез. Тщательные поиски не дали результатов. Машина как сквозь землю провалилась. Вскоре Латвия стала советской, затем началась война. Об автомобиле, конечно же, забыли.
В 1968 году при проведении капремонта в парадном большого дома строители обратили внимание на несоответствие чертежей реальной планировке, разобрали стену и нашли настоящий клад — антикварный автомобиль на деревянных спицах. Он был просто запыленный, но состояние — как с завода. Черный с темно-синим, весь в полосочках, аккуратненьких, рисованных между синим и черным фоном — окантовка такая. Так рисовали на старых машинах. Дополнительная работа, но это красиво. Спицы были темно-синие с двумя белыми полосками. Это были те же самые деревянные спицы, его собственные, двадцать девятого года, разве что несколько раз перекрашивались.
Вы уже догадались, наверное, что это был тот самый «потерянный» автомобиль. А человек, спрятавший машину, один из братьев, в тот момент работал дворником в своём же бывшем доходном доме. Машину увезли к его родственникам километров за сорок в сторону Сигулды, где её разыскал и купил один из известных в то время латышских коллекционеров. В то время всех знатоков, конечно, поразила удивительная сохранность этой старой машины. На спидометре было 58000 км. Ведь до войны она работала не больше двух лет как такси, ездила между Ригой и Юрмалой, кормила двух шоферов, кормила хозяев. Когда братья поссорились, один из них не отдал документы на машину, а другой... спрятал автомобиль, замуровал его в парадном своего доходного дома. У него на втором этаже, фактически над замурованным автомобилем, была своя квартира. Тогда многие хозяева домов выбирали второй-третий этаж, а все остальное сдавали.
Автомобиль простоял в нише 32 года. Новый владелец возобновил документы, побегал по ГАИ, туда-сюда, вытащил этих двух братьев, они оба еще были живы, но между собой не общались. И только тогда второй брат узнал, что от него спрятали эту машину. Он кричал: «Как?! Я не знал! Я думал столько лет, ну где же она?! Ну не мог же он ее закопать...» Они были как кровные враги. Представляете? Старший брат, от которого была спрятана машина, помог оформить документы на нее, настоящие, потому, что документы на машину всё это время оставались у него.
Потом для «Де Сото» началась «долгая дорога в дюнах»: он поменял много хозяев, проехал по всему Союзу, пережил несколько реставраций, снимался во многих фильмах, таких , как «Петерс», «Раба любви», «Человек в штатском», работал как такси в старой Риге, когда очередному владельцу были нужны деньги, и, в конечном итоге, занял почётное место в одном из музеев.
Что в мире олдтаймеров вас особенно удивило за последний год?
Меня удивил ответ PR-службы Land Rover на предложение российских энтузиастов этой легендарной марки достойно отметить её 60-летний юбилей: «Несмотря на юбилей и большой исторический опыт компании, мы не ассоциируем себя с ретро-автомобилями». Честное слово, мне стало страшно за Land Rover.
Коллекционирование олдтаймеров — это стиль жизни или статусное хобби?
Не люблю, когда об увлечении автоклассикой говорят как о статусном модном хобби. Серьёзное коллекционирование — дело слишком личное, чтобы быть выставленным напоказ. В его основе— трепетная любовь.
Может ли окупаться увлечение старыми авто?
Как краткосрочное вложение — вряд ли. Хотя… когда два года назад фондовые рынки обрушились, многие вспомнили об олдтаймерах, стабильно дорожающих на 10–15% в год, назло всем кризисам и дефолтам. Если говорить об инвестициях, которыми, возможно, придётся воспользоваться детям или внукам, то формирование коллекции автомобильных шедевров, вне сомнения, одно из самых удачных вложений.
Сколько стоит сегодня содержать олдтаймер?
Не дороже, чем содержать яхту, вертолёт или породистого жеребца.
Много ли сегодня в России коллекционеров старинных автомашин?
В одной только Москве — несколько тысяч. И у этого увлечения в нашей стране огромный потенциал развития.
Можно ли интересоваться олтаймерами и не владеть ими?
На каждую «Олдтаймер-Галерею» приходят 30–40 тысяч посетителей. Разумеется, подавляющее большинство — не владельцы, а именно интересующиеся, «сочувствующие». Я верю, что рано или поздно они подхватят неизлечимый «олдтаймер-вирус» и уедут с выставки на только что приобретённом роскошном авто, а пока пусть получают удовольствие от созерцания, смакования, погружения в прошлое. Ведь «Олдтаймер-Галерея» — это не только и не столько автомобили, сколько дух ушедшей эпохи. Мы стараемся создать его на выставке и бережно сохранить, донести до каждого посетителя. Все эти роскошные лимузины, кабриолеты и ландоле 10–60-х годов, какими бы уникальными они ни были, по большому счёту — всего лишь железо. Поэтому мы придаём огромное значение созданию особой неповторимой атмосферы выставки. Стильная музыка, джаз, твист, рок-н-ролл. Показы коллекций винтажных костюмов. Пары, одетые в стиле 50–60-х, зажигательно танцующие буги-вуги, линди-хоп, чарльстон. Дегустация элитных сортов виски. Сигарно-кофейные вечера. Всё это тоже «Олдтаймер-Галерея».
05.10.10 2747
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |