Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Более 100 произведений из крупнейшей театральной коллекции Валентина Соляникова выставлены в Отделе личных коллекций до 20 сентября.



Отдел личных коллекций Пушкинского музея стал достойным продолжением Бахрушинского. Здесь выставлены фотографии и афиши, театральные костюмы и графика – более 100 произведений из крупнейшей в современной России (2 тыс. единиц) театральной коллекции Валентина Соляникова - нашего современника, увлеченного собирателя театральных раритетов. Выставка «Художник в зеркале сцены» богата открытиями: неизвестными ранее шедеврами Добужинского и Татлина. 

- Мы нашли «Август» - сообщает куратор выставки Ирина Дускина. - Судьба эскиза Владимира Татлина была неизвестна. В соответствии с надписью на обороте листа, этот эскиз театрального костюма из «12 месяцев», считался работой художника-символиста Александра Самохвалова. И только год назад, в ходе изучения коллекции Соляникова, удалось установить точное авторство. Он стал недостающим среди известных ранее 11 татлинских работ. 

  Коллекция театральных эскизов охватывает полвека – с конца XIX века до сердины ХХ. Элегантным геометризованным намеком, манифестом ар-деко выглядит эскиз театрального художника Бориса Эрдмана (брата драматурга Николая Эрдмана): проект эстрадного костюма для его жены – танцовщицы Веры Друцкой. Законченность станковой графики демонстрирует Макарий Домрачев, работавший в Москве и Петрограде, а затем в 1924 году иммигрировавший в Китай (вернулся уже после войны). Повышенная декоративность и рафинированная манера Ильи Зданевича – лидера авангарда на Кавказе, сменяется страстным потоком чувств у Федора Федоровского, ученика Врубеля и Коровина, художника Большого театра – в проектах костюмов, и особенно, декораций. Подобные эскизы, впрочем, как и все остальные, традиционно выставлены как самостоятельные произведения. Такая концепция больших эскизов в раме родилась еще во время «Русских сезонов» 1910 года, когда в Париже выставлялись театральные эскизы Бакста, Бенуа и Коровина. 

Еще одним открытием стал карандашный портрет Станиславского, сделанный Добужинским в 1929 году в южной Германии. Станиславский приехал в крошечный городок Баденвейлер на 25 годовщину смерти Чехова. Портрет постаревшего мэтра сделан с особой любовью. 

Изюминкой выставки стали фотографии театральных звезд: Качалова, Садовского, Улановой. Здесь есть уникальная фото-хроника, запечатлевшая постановку комедии Кузьмина "Венецианские безумцы". Спектакль, оформленный известным декоратором, членом «Мира Искусства» и участником «Русских сезонов» в Париже Сергеем Судейкиным в 1915 году, был поставлен в доме Носовых в Москве, и сыгран только один раз. Представление стало одним из самых пышных светских мероприятий своего времени. 

Ситуация знакомая. Представители бизнес элиты приглашают модного режиссера и декоратора, чтобы они поставили «домашкий спектакль». В качестве актеров привлекаются члены богатых семей - Носовых, Рябушинских, Гиршманов. В одном из московских особняков происходит представление для узкого круга VIP-гостей и представителей прессы. Светские львы и львицы предстают в непривычном амплуа (в данном случае, венецианцев 18 века). Одетые в драгоценные наряды, они позируют фотографу и создают атмосферу изысканного праздника - истинный гламур начала века. Сегодня фотографии сцен из спектакля воспринимаются именно как документальное свидетельство воплощенных эскизов мастера. Относительно же самого события в культурной жизни столицы остается заметить, что история повторяется но, похоже, ничему не учит.

МК

Эскизы костюмов и декораций, фотографии мизансцен, подлинные одеяния актеров дягилевской антрепризы и другие театральные раритеты представлены на выставке «Художник в зеркале сцены», открывшейся в Музее личных коллекций.


Собирать свою театральную коллекцию Валентин Соляников начал относительно недавно, но за короткий срок достиг впечатляющих результатов. Это было тем более непросто, если учесть, что многие артефакты, связанные с историей сцены, давно хранятся в государственных музеях, да и частные коллекционеры этой тематики проявляют себя людьми неленивыми, готовыми мчаться за интересным экспонатом хоть на край света. Конкурентов у Соляникова хватало и хватает, однако чего не совершишь ради страсти к театру. 


За несколько лет собиратель приобрел сотни художественных работ, фотографий, предметов реквизита, по которым можно восстановить многие эпизоды театральной жизни в России.


На нынешней выставке преобладают вещицы, датированные первой половиной прошлого века, хотя можно отыскать и кое-что из века девятнадцатого – например, акварельный портрет художницы Софьи Сухово-Кобылиной, сестры знаменитого драматурга. Но сомневаться не приходится: главной привязанностью коллекционера стал театр Серебряного века и первых послереволюционных десятилетий. Работы Льва Бакста, Константина Коровина, Александра Головина, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Александры Экстер, Надежды Удальцовой и многих других художников, неразрывно связанных с историей отечественной сцены, соседствуют с фотографиями, где фигурируют знаменитые актеры и режиссеры. Особой гордостью собирателя стали театральные костюмы, созданные по эскизам Бакста для танцоров дягилевской антрепризы. Зрительское волнение наверняка вызовет и посмертная маска Анны Павловой.


Авангардный период обозначен спектаклями Мейерхольда, Таирова, Вахтангова, Марджанова.


Например, в коллекции образовалась внушительная подборка афиш Гостеатра имени Мейерхольда – здесь и «Лес», и «Баня», и «Горе уму». Можно увидеть редкие эскизы Григория Козинцева, будущего кинорежиссера, к постановкам петроградской «Фабрики эксцентричного актера». Обильно представлены театральные художники Борис Эрдман, Федор Федоровский, ставший главным художником Большого театра, Нина Айзенберг, блиставшая в постановках «Синей блузы», Валентина Ходасевич, Петр Вильямс – всех не перечесть. Кстати говоря, когда соединяются в одной экспозиции стили дореволюционные, раннесоветские и времен «культа личности», становится заметно, что даже в 1930–50-е годы театральные художники продолжали некоторые прежние традиции, которые официально не приветствовались.


Замаскировать декаданс и авангард под социалистический реализм оказалось не так уж трудно.


Кроме всего прочего, коллекция Валентина Соляникова иллюстрирует и без того вроде бы очевидную истину – мир театральных художеств почти безграничен. Уж сколько, казалось, всего видано и перевидано на эту тему, но вот появляется новый собиратель – и у него опять жемчужные россыпи. Многие работы из этой коллекции никогда прежде на публике не появлялись. Откуда что берется? Не зря все-таки то время, которому посвящена выставка, называют эпохой небывалого культурного расцвета. Этот расцвет уходит все дальше в прошлое, но именно издалека и удается ощутить его в полной мере.
Велимир Мойст, «Газета.Ru».


Оцените материал: 0.0/0

    15.09.09 4258 antikvarius 
фотография, винтаж, коллекционер, раритет, коллекция, антиквариат, выставка
Новости искусства


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar