Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Артур Насыров, коллекционер ретро-автомобилей, мечтает открыть музей в Уфе



Экспонаты для будущей экспозиции имеются. Дело за «малым»: переоборудовать здание пустующего Северного автовокзала.

- Вы юрист, откуда интерес к технике?

- Это увлечение с детства. У деда был ГАЗ-21 «Волга». Отец всю жизнь к железкам не равнодушен. И меня заразил. Стали коллекционировать ретроавто десять лет назад. Всё  произошло случайно. С отцом заметили на проспекте Октября старый «Москвич М-401». И неожиданно для себя приобрели раритет. Затем — «Москви?ч-403». Ну и пошло, поехало. Остановиться уже не получилось. Сегодня в нашей семейной коллекции более 120 единиц старой техники. И БТР, и машины на гусеничном ходу. Самолёты и вертолеты. Самая старая машина «Форд Т100» 1912 года.

- Он-то откуда?

- Нашли через Интернет, привезли из Ростова. Конечно, родного там мало что осталось, но мы над этим работаем.

- В чём особенность вашей коллекции? Как находите экспонаты?

- По-разному. Что-то мы покупаем, что-то нам дарят. В основном друзья и знакомые уже знают о нашем увлечении. Были случаи, когда кто-то обращался. Хозяину ремонтировать тяжело по средствам, а у нас есть силы и возможности. Есть два автосервиса, построили ангар для техники на две тысячи квадратных метров. Правда, его площади уже не хватает. 

Наш принцип – бережное отношение к технике. Ставим только родные запчасти. Делаем только ретро, а не реплику (точная копия старого изделия). Только так сохраняешь эпоху. Заказываем через Интернет, например, для американской машины 30-х годов свои ручки. Это занятие очень дорогое и кропотливое. Конечно, восстановление своих отечественных, того же горбатого «Запорожца», дешевле.

Бывают казусы. Например «Эмку», ГАЗ М-1, нашли в Кармаскалинском районе. Она с годами ушла наполовину под землю, и владелец использовал её как курятник. Полдня вытаскивали.

Но советское авто советскому авто рознь. Например, у московского коллекционера есть ЗИС-110. Легковой автомобиль представительского класса, первый послевоенный. Он бронированный. Хозяин утверждает, что это личная машина Сталина. Оценивает её в 250 млн евро. А у нас есть ЗИС-101, 1937 года. Кабриолет. Тоже очень редкий автомобиль.

- А чей, выяснили?

- Пытаемся узнать по номеру. На таких машинах простые труженики не ездили. Понятно, что был статусный хозяин. Кстати, у нас есть чёрный ГАЗ-24 известного секретаря башкирского обкома Мидхата Шакирова, вездеход ГАЗ-21 лётчика-героя Мусы Гареева. Таких всего две в республике было! Досталась нам она в жутком состоянии. Кузов гнилой. Пришлось ещё одну «Волгу» 21-ю покупать. Использовать как донора. Из двух машин одну сделали. Есть трофеи, ленд-лизовские машины. Из германских «Мерседес», 1936 года, бронированный, 7 тонн весит. Принадлежал генералу танковых войск вермахта. Есть «Опель-Адмирал». Их очень мало осталось. Выпускали машины для высокопоставленных военно-морских начальников. Последнее приобретение – «Опель-Капитан», 1937 года. Им владел известный башкирский поэт Назар Наджми. Мерседес нашли в Москве. Есть эксклюзивный БМВ, 1941 года. Ещё одна гордость коллекции - американский «Студебекер Командор» 1951 года, с дизайном самолётным. Их изготавливали в небольшом количестве для лётчиков-асов ВВС США.

- Почему вдруг музей решили создать? На нем не заработаешь, а лишнюю головную боль получишь.

- Года три назад в Уфе на День города выставляли машины. И не ожидали такого восторга у горожан. Пожилые женщины подходили, спрашивали: «Откуда они?». Просили выставиться на сабантуях, всевозможных выставках. Никому не отказываем. И вдруг поняли: коллекция нужна людям. А почему не организовать музей? Тем более своей реставрации ждут около 30 единиц. Причём музей наш станет не классического вида. Большинство таких учреждений статичны, редко обновляют экспозиции, всё упирается в нехватку средств, экспонаты трогать нельзя. У нас всё будет по-другому. Расширим пустующие площади Северного автовокзала. Разместим на них всё, что связано с автомобилем. Автошколу, автокартинг, автосервис, ресторан в стиле ретро. И главное - открыть залы ретро-, авиа-, военной техники, дореволюционного и советского быта. И наши посетители смогут все потрогать, посидеть в кабине машины, вертолёта, самолета, танка…

- У вас есть и такая военная техника?

- В нашей коллекции есть БТР и БРДМ. Знаменитая полуторка, ЗиС-5, 1934 года с родным двигателем. Броневик Ба-64, 1942 года. Кстати, ГАЗ-67 в республиканском музее Боевой Славы тоже из нашей коллекции. Сейчас ведём переговоры с коллекционером из Волгограда. Хотим приобрести у него знаменитый «Тигр». 60 тонн махина весит. На ходу, правда, двигатель не родной. Он на него мотор от трактора поставил на 240 лошадиных сил. Из самолётов есть МиГ-19, Ан-2, вертолётов - Ка-26, Ми-2. В ближайшее время надеемся, что коллекцию пополнят МиГ-21 и МиГ-23.

Недавно к нам обратилась Общественная палата республики и родственники Мусы Гареева. Просят восстановить штурмовик Ил-2, на котором летал наш знаменитый земляк. Сейчас начали поиски этой машины.

Показать есть что. Тем более таких музеев в стране раз, два и обчёлся. Есть они в Москве, в Сочи. У соседей - в Казани, Челябинске, Екатеринбурге – точно нет. Сегодня активно развивают тему внутреннего туризма. Но давайте честно признаемся. Уфа не может похвастаться  своей изюминкой. Так пусть ею станет этот музей, со своей уникальной экспозицией. Она будет востребована не только у уфимцев, но и у наших гостей.

-  Вы и ресторан там хотите открыть какой-то особенный?

- Мечтаю сделать вроде того, что показали в фильме Твентина Тарантино «Криминальное чтиво». Помните, знаменитый танец героев Джона Траволты и Умы Турман в ресторане, где столики располагались внутри  ретро-машин со срезанными крышами. Пусть такое место появится и в Уфе.

- А билеты почем продавать станете в музей? Будет ли он доступным для жителей?

- Конечно! Ведь мы хотим его создать именно для жителей и гостей столицы. А по поводу стоимости билетов ещё не думали. В идеале вообще бы сделать вход бесплатным. Но деньги нужны для того, чтобы оплачивать коммуналку, ремонт. Но цены, обещаю, планируем сделать очень демократичными.

ДОСЬЕ

Артур Насыров.
Родился 18 июня 1985 г. В 2007 г. окончил юрфак Башгосуниверситета. С 2010-го директор ООО Легенды-Техники «Ретро-мир» (музей ретро-автомобилей с экспозициями более 200 единиц).

Алексей ШУШПАНОВ, u7a.ru

Оцените материал: 3.0/2

    15.01.16 4193 antikvarius 
музей, коллекционер, авто, ретроавтомобиль
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar