Выставка «Сотканный мир египетских христиан» открылась в ГМИИ
На выставке
Для множества российских туристов страна пирамид и сфинксов стала теперь привычнее, чем Крым или Карелия. Но побывать где-либо не всегда означает понять и прочувствовать. Скажем, вероятность того, что в Египте вы встречали коренных египтян, чрезвычайно мала. Ибо коренными египтянами являются именно копты, в отличие от потомков завоевателей-арабов. Само слово
Сами копты считали и считают себя православными, несмотря на ряд богослужебных отличий.
Эта короткая преамбула понадобилась для того, чтобы поточнее определить предмет выставки в ГМИИ. Коптские изображения на ткани исторически связаны с искусством древнеегипетским, эллинистическим, византийским, а впоследствии отчасти с исламским, но ни к одной из перечисленных категорий напрямую не относятся. Сама эта культура была открыта европейцами сравнительно недавно, века полтора назад. В отличие от своих древних предков, копты начала новой эры не оставили после себя грандиозных построек и монументальных изображений. Практически все их наследие происходит из довольно скромных захоронений. Благодаря сухому климату и песчаной почве там многое сохранилось, в первую очередь предметы одежды и домашнего обихода – завесы, ковры, покрывала, скатерти.
Они и легли в основу
Последствия того бума мы сейчас и имеем возможность наблюдать. К примеру, не удивляйтесь тому, что в экспозиции преобладают фрагменты коптских тканей, а не одежды и предметы целиком. В свое время предприимчивые жители Египта, уразумев, что покупателей интересуют прежде всего орнаментированные вставки и медальоны, без колебаний вырезали и сбывали именно вышитые изображения. Туники и покрывала, сохранившиеся в первозданном виде, – большая редкость. На выставке таких экспонатов по пальцам перечесть. Но и фрагменты крайне занимательны.
Технология гобеленовой вышивки льняных и шерстяных тканей у коптов была отработана до совершенства. Европе времен раннего Средневековья подобное качество и не снилось. Но технология в данном случае отнюдь не единственный и даже не самый важный аспект. Очень любопытны символические смыслы и пластические особенности этих изображений. В них действительно перемешаны разные стили, эпохи, религии. Взять хотя бы дионисийский культ, который в эллинистическом Египте был весьма распространен. Именно из этого культа происходят фигурки сборщиков винограда или кентавров. А орнаменты в виде корзин с цветами и плодами – это уже персидское влияние, как и мотив
До революции в России имелись собственные коллекционеры коптского текстиля, в частности Владимир Голенищев и Адриан Прахов.
Их собрания уже давно принадлежат Пушкинскому музею – несколько экспонатов оттуда включены и в нынешнюю выставку. Однако все остальное – трофеи, вывезенные в 1946 году из государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге. Эту часть коллекции ГМИИ ни разу не показывали на публике. Отчасти во избежание возможных претензий с германской стороны, отчасти по той причине, что долгое время руки не доходили до подробного описания и реставрации экспонатов. Сейчас научная и реставрационная работа на эту тему завершена, выпущен подробный каталог. И, как финал-апофеоз, выставка, весьма красивая и занимательная. Кстати, реституционных возгласов пока что не раздавалось. Может, зря и опасались?
Велимир Мойст
Источник 23.12.10 1318
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |