Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Темы Клуба
Военные раритеты

Как только какое-нибудь государство прекращает существование, его марки начинают пользоваться повышенным спросом у коллекционеров.


Три источника, три составных части...

Подобно марксизму, фирменный стиль Третьего рейха родился из трех источников - арийской символики, средневековой готики и, как это ни парадоксально, искусства соцреализма.

Начнем с символики. В ХХ веке древний скандинавский знак свастики впервые начал использоваться в качестве эмблемы отнюдь не в Германии, а в Финляндии. Именно свастика украшала собой аэропланы белофиннов во время их борьбы с "красными" соотечественниками (1918 год). Затем этот же знак появился и на самолетах независимой Латвии, причем в 1919 году латышам довелось повоевать как с советскими войсками, так и с германскими частями генерала фон дер Гольца.

В обоих случаях концы свастики были не прямоугольными, а закругленными, что в большей степени соответствовало идее жизненного круговорота. И, как ни странно, ни в Финляндии, ни в Латвии этот знак так и не получил официального статуса.

В 1924 году прямоугольная свастика появилась на частной серии марок, выпущенной в связи с английской экспедицией в район Эвереста, но здесь этот знак использовался без всякой политической подоплеки, исключительно в качестве элемента местного антуража.<>

Поскольку свастика встречалась как в индийском, так и в скандинавском искусстве, нацистские идеологи объявили скандинавов и родственных им германцев потомками древнеиндийского племени ариев. Для поисков легендарной прародины нацисты начали снаряжать экспедиции в Гималаи, увлеклись оккультизмом и Шамбалой.

Непосредственно к филателии все это отношения не имело, за исключением того, что свастика оказалась прочно "приватизирована" фашистами и после их прихода к власти уже в качестве государственной эмблемы стала фигурировать на знаках почтовой оплаты...

Теперь о втором источнике - средневековой готике. В 1932 году в Германии вышла серия марок, посвященных персонажам вагнеровских опер. Брутальные зигфриды и белокурые валькирии одухотворяли рождение Третьего рейха, который уже готовился прийти на смену Веймарской республике.

Но, как известно, до Третьего рейха существовал Второй рейх Гогенцолернов, герои которого не пользовались у нацистов особой популярностью по той причине, что многие из них, в том числе и последний кайзер, были еще живы и могли составить конкуренцию новым лидерам. Поэтому в качестве духовного ориентира был выбран Первый рейх, или Священная Римская империя IX - XIX веков, чьи императоры давно уже успокоились в своих могилах. Отсюда и тяга нацистов к Средневековью с его "чисто" германским готическим стилем.

Была у Первого рейха и еще одна полезная особенность. В период своего расцвета он объединял всю Западную Европу, а это как нельзя лучше стыковалось с идеей крестового похода Запада против Востока.

Не случайно самая нацистская из всех нацистских организаций - СС - была создана по образцу средневекового ордена и представляла собой некое подобие государства в государстве. В ее рядах воевали представители самых разных национальностей, и в 1943 году была выпущена серия с портретами императоров Священной Римской империи, на которой вместо стандартного обозначения Deutsches Reich - "Германская империя" стояла эсэсовская символика в готическом антураже.

И, наконец, о третьем источнике - соцреализме. Придя к власти, нацисты активно пропагандировали идею классового единства германской нации. И не случайно одна из первых серий, которая была выпущена после их прихода к власти, изображала представителей разных профессий, объединенных общим желанием потрудиться на благо родины. Все персонажи - рабочий, крестьянин, коммерсант, скульптор - либо целиком заняты своей работой, либо устремили взгляды в будущее.

Если абстрагироваться от некоторых расовых черт вроде белокурых волос, все это очень напоминает типичную для советских плакатов троицу - рабочий, интеллигент, крестьянин. Также на удивление схожи друг с другом советские марки, посвященные пионерской и комсомольской организациям, и германские марки, выпущенные в честь гитлерюгендари Союза германских девушек...

Вот из такого своеобразного коктейля родился фирменный стиль Третьего рейха - стиль, которому, впрочем, нельзя отказать в определенной красоте и завершенности.

Далеко не светлые лики

Портреты лидеров государств являются для марок столь же обычной атрибутикой, как и официальные символы вроде герба или флага. Казалось бы, что в таких тоталитарных империях, как Советский Союз или нацистская Германия, лики вождей должны были постоянно украшать собой знаки почтовой оплаты.

Однако, как ни парадоксально, портрет Гитлера как главы Третьего рейха впервые появился лишь на марках 1937 года, выпущенных ко дню его рождения. Зато потом филателистическая продукция с портретами фюрера стала выходить с завидной регулярностью, что, кстати, весьма сильно отличало Гитлера от Сталина.

Советский лидер не любил фигурировать на знаках почтовой оплаты (что некоторые объясняют нежеланием "получать штемпелем по физиономии") и в 1952 году даже отправил под нож серию "50 лет Батумской стачки", от которой, как считается, уцелело только восемь экземпляров.

Зато марки с Гитлером филателистической редкостью не являются. Лик фюрера должен был выражать всю мощь германского духа, и, разумеется, к его написанию привлекались лучшие художники Третьего рейха. Не обходилось и без участия иностранцев, в том числе наших соотечественников. Так, например, портрет, отпечатанный на марке 1942 года, принадлежал одному из классиков конструктивизма, известному скульптору и графику Сергею Королькову (1905 - 1987 годы), который во время оккупации сотрудничал с захватившими Ростов-на-Дону немцами, вошел в состав Донского правительства, а после разгрома нацистов эмигрировал в Соединенные Штаты...

Среди бывших правителей Германии чести попасть на марки удостоились только король Фридрих Великий и президент Гинденбург. Впрочем, и того, и другого после 1936 года тоже не печатали. Короли, императоры, президенты - все они были в прошлом. А теперь у страны был только один вождь, один фюрер...

Для иностранных лидеров было сделано единственное исключение. Весной 1941 года, после очередной встречи Гитлера с Муссолини, вышла марка, на которой дуче красовался вместе с фюрером, а ниже располагалась надпись: "Два народа - одна война". Поскольку сделано это было с подачи самого Гитлера, нетрудно догадаться, с каким уважением он относился к отцу-основателю первого в мире фашистского государства.

Если же говорить о соратниках Гитлера, то никто из них так и не украсил своей физиономией знаки почтовой оплаты Третьего рейха. Впрочем, одно исключение отчасти имело место. Отчасти - потому что марка была не настоящей, а фальшивой. В 1942 году англичане напечатали на ней портрет Гиммлера, надеясь, что фюрер начнет подозревать того в честолюбивых замыслах, а это, в свою очередь, приведет к расколу в германском руководстве.

План оказался слишком тонким и потому не сработал. Рейхсфюрер СС без труда доказал, что не имеет к появлению марки никакого отношения, и даже упрочил свои позиции. Ведь, как рассудил Гитлер, если враги хотят настроить его против Гиммлера, то именно он и является самым надежным среди всех соратников...

Кроме того, в 1943 году вышла не фальшивая, а самая настоящая марка, посвященная 20-летию пивного путча, причем изображенный на ней штурмовик сильно смахивал на молодого Геббельса. Любопытно, что отношения фюрера с министром пропаганды после этого сильно ухудшились и вернулись в прежнее русло только после того, как Геббельс продемонстрировал фюреру свою преданность при подавлении заговора 20 июля 1944 года...

Колония под штемпелем

Какие еще темы и сюжеты распространены в филателии? Технические достижения, архитектурные и исторические памятники, портреты выдающихся деятелей науки и культуры - все это можно встретить и на марках Третьего рейха, причем не только на тех, которые были выпущены в мирные 1930-е, но и на тех, которые появились уже в военные годы.

Однако, кроме информационной, знаки почтовой оплаты несут и определенную агитационную функцию. Особое внимание нацисты уделяли пропаганде своих внешнеполитических успехов. Первым таким триумфом стало вступление немецких войск в Саарскую область, что тут же было ознаменовано двумя марками. На одной из них надпись: SAAR красуется на фоне нацистского орла, который впервые фигурирует в качестве официального государственного символа. На второй эта же надпись вместе с куском угля падает в крепкие мозолистые руки германского народа...

Важным событием, существенно укрепившим позиции нацистского режима, стала Олимпиада 1936 года в Берлине. Разумеется, осталась она и в истории немецкой филателии.

Очередной партийный съезд в Нюрнберге в том же 1936 году почтовики отметили специальной маркой, на которой снова фигурируют руки, а вернее, целый лес рук, подняв которые германский народ выражает дружное "одобряем" политике партии и любимого фюрера.

То, чего Гитлер добился к 1938 году, по сути свелось лишь к восстановлению прежних позиций Германии в Европе. А вот "аншлюс" Австрии ознаменовал собой первый шаг на пути к установлению гегемонии во всем мире. Это событие было отмечено маркой, на которой нацистский штурмовик, держа в руках знамя со свастикой, стоит в обнимку с австрийцем. Счастливый австриец пока еще одет в коротенькие тирольские штаны, но скоро он тоже наденет коричневую рубашку...

А вот произошедшие чуть позже "освобождение" Судетской области и оккупацию Чехословакии увековечить специальными марками не успели. На этих территориях для оплаты почтовых услуг достаточно долго пользовались старыми чехословацкими марками со специальными надпечатками в виде свастики.

Затем 1 сентября 1939 года грянула Вторая мировая война, а уже через две недели вышла серия из двенадцати марок. На них было изображено, как вся Германия, от детей и до "отцов нации", единодушно вступает в борьбу с врагами.

В более концентрированном и одновременно благостном духе эта же идея была отражена в марке 1940 года "Гитлер и девочка" - читай: славное настоящее Германии и ее прекрасное будущее.

Далее военные события полетели настолько стремительно, что германская почта попросту не успевала своевременно реагировать на очередной успех вермахта и прибегала все к той же практике надпечаток.

Как следствие, достаточно часто можно встретить, скажем, советские марки с изображением какого-нибудь шахтера или Чапаева и его верного ординарца Петьки, поверх которых красуется штемпель со свастикой и надписью, обозначающей очередную завоеванную колонию - "Эстония", "Латвия", "Литва", "Украина"...

Наполеон благословил

Стилистика Третьего рейха оказала влияние и на стилистику тех марок, которые выпускались в союзных Германии государствах или на оккупированных территориях. Начнем с оккупированных территорий. Собственные знаки почтовой оплаты имели генерал-губернаторство (Польша), протекторат Богемии и Моравии (Чехия), Сербия.

Сербские марки наиболее интересны с художественной точки зрения, причем большинство из них представляют собой благотворительные выпуски в пользу раненых, что напрямую связано и с тематикой самих рисунков.

Исключение в этом отношении представляет серия 1942 года, на которой события Второй мировой войны изображены как противостояние заговору всемирного еврейства и масонства. Заметим, что это был едва ли не единственный случай, когда тема антисемитизма нашла отражение в филателии, причем серия была выпущена в те дни, когда лучшие друзья нацистов и бескомпромиссные борцы с жидомасонами - хорватские усташи - уже успели вырезать несколько сотен тысяч сербов...

Особого разговора заслуживают почтовые знаки, выпущенные не от имени оккупированных государств, а от имени тех национальных частей, которые вместе с немцами сражались против большевизма. Собственными марками отметились Валлонский, Фламандский, Голландский, Норвежский и даже Индийский легионы.

Во Франции подконтрольная немцам администрация в 1941 году отметилась марками, которые в аллегорической форме отображали "подвиги" французских фашистов в России.

Затем, уже после Сталинграда, появился специальный блок "Французский добровольческий корпус в борьбе против большевизма на Востоке", на котором пресловутый русский медведь испускал дух, пронзенный мечом Карла Великого.

Фигурировал на одной из марок и Наполеон, напутствовавший своих соотечественников из XX века. Другое дело, что, учитывая печальную судьбу самого Наполеона, смысл этой марки выглядел несколько двусмысленно...

Попытка сослаться на некую историческую преемственность наиболее ярко прослеживается в марках Румынии. За участие в агрессии против СССР фактический правитель этой страны Антонеску выторговал у Гитлера Бессарабию и пресловутую Трансистрию (Южная Украина). Присоединение этих территорий, а также взятие Одессы и прочие "триумфы" румынского оружия были отмечены специальными марками, причем на одной из них компанию королю Михаю и Антонеску составили Гитлер и Муссолини, а на другой - один из величайших правителей Румынии Стефан Великий.

Хорватская история не могла похвастаться столь же величественными фигурами, зато в Независимом Хорватском государстве (НХГ) был собственный фюрер - Анте Павелич, который, по крайней мере по его собственному мнению, мог бы тягаться и с Карлом Великим, и с Наполеоном, не говоря уж о Стефане Великом. Портреты "поглавника" также фигурировали на знаках почтовой оплаты НХГ, а в 1943 году была выпущена марка "Дружная борьба на Востоке", на которой хорватский солдат с гербом страны - шахматной доской - был изображен рядом с немецким солдатом. Показательно, что представитель вооруженных сил Италии на этой марке оказался оттесненным на задний план, а для румын, венгров и прочих союзников места просто не оказалось.

Вообще, если судить по филателии НХГ, "подвиги" хорватской армии представляли собой "самую величественную страницу в истории войны на Востоке". Не случайно в том же 1943 году была выпущена серия из четырех марок и блока, отражавших главные этапы боевого пути хорватских легионеров - Азовское море (матрос), Севастополь (летчик), Сталинград (пехотинец) и Дон (танкист). Отметили хорватские почтовики и борьбу против партизан Тито в самой Югославии...

Венгерская почта посвятила войне против Советского Союза две серии марок - "Авиация Хорти" и "Венгерская армия".

В Словакии также появились серия с изображением представителей разных родов войск, сражавшихся на Восточном фронте, а также несколько благотворительных марок, выпущенных в пользу раненых.

Любопытно, что, в отличие от достаточно надежных хорватских и венгерских частей, а также вполне лояльных, но малобоеспособных румынских, солдаты из словацких соединений чаще всего перебегали на сторону русских. Вероятно, чтобы поддержать дух столь ненадежных союзников, в Германии также была выпущена марка в пользу раненых словацких воинов. А вот хорваты, венгры или румыны подобной чести так и не удостоились...

Италия обошлась без специальных восточных марок, и только в 1941 году появилась серия с портретами Гитлера и Муссолини на фоне солдат двух союзных армий. Прочие итальянские марки, как правило, изображали портреты того же дуче, герб страны, свастику, ликторские топорики и прочую фашистскую атрибутику.

Наименее воинственными по своему содержанию оказались марки Финляндии, причем в их стилистике и оформлении почти незаметно какое-либо влияние филателии Третьего рейха. Определенные аллюзии с происходившими в мире событиями вызывает лишь выпущенная в 1940 году серия, посвященная борьбе шведов и финнов против России в 1808 - 1809 годах (легко угадываемая аналогия с Зимней войной), а также марки 1941 года, запечатлевшие двух лидеров нации - президента Рюти и маршала Маннергейма.

Плюс, уже после того как в 1941 году была оккупирована советская Восточная Карелия, появилась серия с изображениями Кексгольма, Петрозаводска и других главных населенных пунктов этой области.

В целом же в филателии союзников Германии очень часто встречаются марки невинные по содержанию, но снабженные надпечатками с названиями тех областей и населенных пунктов, которые были захвачены у Советского Союза.

Начали со штурмовиков, кончили эсэсовцами

Правда, по мере того как дела на фронте у немцев и их союзников шли все хуже и хуже, тема военных триумфов постепенно стала уступать место теме жертвенности. Весьма показательной в этом отношении является германская марка 1942 года, запечатлевшая барельеф с погибшим немецким солдатом.

А вот тема единства германского народа звучала все мощнее и мощнее. Среди отмеченных в нацистской филателии общественных и военизированных организаций отдельного упоминания достойна марка, выпущенная в честь штурмовых отрядов СА, поскольку, как считают некоторые историки, запечатленная на ней эмблема впоследствии была использована художниками, создавшими эмблему Комитета государственной безопасности Советского Союза.

В 1943 году вышла серия марок в честь Германского трудового фронта, главная мысль которой прочитывается весьма четко: трудиться, трудиться и трудиться во имя победы.

Однако наибольшей известностью из всех марок Третьего рейха сегодня пользуются две серии (1943 и 1944 годы), посвященные германским вооруженным силам. На земле, в небесах и на море солдаты разных родов войск стреляют, топят, взрывают своих врагов, которые, впрочем, находятся где-то там за горизонтом. Германские почтовые работники так и не нарушили неписаное правило филателии, согласно которому на марках не могут изображаться сцены убийства человека человеком. Едва ли не единственными, кто переступил через данное табу, были советские почтовики, запечатлевшие на одной из марок 1943 года сцену штыкового удара.

Наконец, весьма показательными оказались три последние марки, выпущенные в Третьем рейхе. На одной из них (февраль 1945 года) три немца-фольксштурмовца - малый, старый и средних лет - с винтовками наперевес идут в свой последний и решительный бой. Вторая марка (апрель 1945 года) изображает штурмовика СА - бойца некогда самой массовой нацистской военизированной организации, одного из тех, кто привел Гитлера к власти. Однако в 1934 году вздумавшие перечить фюреру лидеры штурмовиков были перерезаны представителями другой конкурирующей структуры - эсэсовцами. И вот на третьей марке как раз и был изображен солдат СС - один из тех, кто считался представителем высшей расы и обучался искусству убивать где-нибудь в Дахау, Освенциме или Равенсбрюке.

Итак, штурмовик и эсэсовец - два собрата-противника, воплощающие в себе два полюса гитлеризма (социалистический и националистический), начало и конец нацистского движения. Более удачное завершение для филателии Третьего рейха трудно было бы и придумать.

Издательский дом «Секретные материалы ХХ век»№ 14(167)

| Автор: Дмитрий МИТЮРИН Источник
| Категория: Военные раритеты
09.12.08 Просмотров: 5258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar