Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Живопись

Как стать коллекционером произведений искусства


По большому счету, коллекционеры – это люди, которые готовы платить большие суммы, потому что верят, что так они могут попасть в историю.

Коллекция-это некий блеск бессмертия.

Человек всегда хотел и мечтал преодолеть смерть. Есть несколько вариантов. Напишу книгу, ее издадут – я умру, а она останется. Или заведу много детей, они вырастут, будут похожи на меня... 
Собирание коллекции -это способ преодоления смерти. Вот Третьяков – обычный промышленник, каких было много в России. Но он страстно коллекционировал, поэтому остался в нашей памяти и останется после нас. Оттого и цена на произведение искусства может быть любая. 

Фауст готов был назначить любую цену за бессмертие – так и коллекционеры за какие-то вещи, которые могут стать историей искусства, готовы платить как за билет в вечность. Случилось это не так давно, лет двести-триста назад, когда искусство стало выполнять роль накопителя богатств. 
Весь денежный мировой оборот так или иначе постепенно оседает в музеях в виде произведений искусства. Иначе и быть не может. Например, у нас в России есть крупная организация Газпром, вся страна на ней держится. Но капитализация Пикассо, то есть стоимость всех его работ – это где-то половина стоимости Газпрома: 90 миллиардов долларов. 

Это значит, что художник, не обладая никакими лицензиями, никакими природными ресурсами, ни трубами, ни чем-либо еще, просто своим талантом создает ценность, сравнимую с огромной производственной махиной, которая пытается управлять миром. Это говорит о чем? Ценность на художественном рынке – вещь формируемая, и мы не можем сказать, что есть какие-то реальные и объективные цены. 
Это лишь значит, что человеческая цивилизация оценивает этот уникальный творческий импульс очень высоко. Заоблачная цена на произведение искусства просто означает, что мы с вами признаем: талант-это гораздо важнее,чем любые материальные блага,которые нас окружают......"

М.Гельман



Рекомендации начинающим коллекционерам

Хладнокровно собирать произведения искусства невозможно. Настоящий коллекционер—это определенная мания. Это человек, который готов потратить любое количество времени на поиск раритетной вещи.Обычным людям его мотивация непонятна. Если кто-то покупает картины, чтобы оформить интерьер, это не значит, что он — коллекционер. Но такое приобретение может стать первым шагом, открытием для себя чего-то нового, началом внимательного к нему отношения, со временем переходящего в настоящее понимание и, наконец, в страсть, Любую коллекцию лучше начинать с покупки 5-10 хороших работ признанных авторов, Из инвестиционных соображений рекомендую дорогие покупки — это должны быть большие работы. Сегодня их можно купить примерно по 2-10 тысяч долларов....

На что должен ориентироваться коллекционер, формируя свое собрание? 

Только на свое понимание художественного процесса и свой вкус. Понимание, конечно, может быть однобоким и узким, и здесь легко ошибиться. Ведь если модный художник хорошо продается, это еще не значит, что он того заслуживает, и наоборот. Но коллекционер не должен собирать вещи, которые его не привлекают.
Если он собирает не глазами, а ушами – горе ему! Страстный коллекционер всегда чего-то добивается, а если покупать только потому, что есть деньги – ни к чему хорошему это не приводит. Получаются мертвые коллекции, которые появляются ниоткуда и исчезают в никуда. 


Если коллекционер не разбирается в художественном процессе и рынке, то как же ему собрать достойную коллекцию? 

Обязательно должен быть консультант-эксперт. Если человек подвержен страсти к антикварному шоппингу, или как еще говорят – «сел на антикварную иглу» - то без консультанта не обойтись. Часто люди пытаются руководствоваться только своим вкусом и своими соображениями, но когда этот вкус не развит, то порой они оказываются у разбитого корыта....
 

Обсуждения.

fross: Как несправедливо. Получается, что лучшие коллекции могут быть только у очень успешных бизнесменов. У тех, кто занимается этим сначала от скуки и желания заполнить душевную пустоту, но потом быстро поддается привычному азарту накопительства. Им по большому счету все равно, что копить деньги или картины. Хотя нет, собирание произведений искусства способно улучшить имидж и примирить общественное мнение с их богатством. Почти неограниченные финансы позволяют им приобретать лучшие произведения или объявлять таковыми самые дорогие (этот способ им наиболее привычен по основному роду деятельности). А потом наслаждаться тем, что вписали свое имя в историю искусства. Но создание коллекции возможно только с помощью людей которые действительно имеют знания и способности, а их имена как правило остаются неизвестны. За последнее время я слышала только про Сергея Есаяна (коллекция Вишневской-Растроповича).

 uriart : Господа! Вы хотя бы одного человека в списке коллекционеров нашли небогатого?

Не говорю слово бедного.
Так кто может себе позволить коллекционировать произведения искусства?!
Искусство не принадлежит народу, как когда то писал обратное Ульянов-Ленин. 
Искусство принадлежит избранным, а не массам. Массам подавай попсу. И они(массы) от счастья упи----ся
И финансы - главный фактор создания коллекций!
А попробуйте вы создать коллекцию без денег?!
Думаете получится?

LCR: Вы знаете, коллекционеры неофициального искусства в 60-70-е гг. - Гробман, Талочкин, Русанов, Нутович, Столяр-Забусов - были далеко не богатыми людьми, просто они, можно сказать, посвятили свою жизнь собирательству, дружили с художниками, а те дарили им свои работы или уступали по очень низкой цене. Один пример: узнав, что один художник уезжает из СССР, Талочкин, у которого в этот момент рубля ломаного не было, взял деньги в долг, приехал и купил около 20-ти картин, которые теперь находятся в музее "Другое искусство".

Можно назвать также Михаила Ершова, который, не располагая огромными средствами, в 90-е гг. собрал очень большую и богатую коллеккцию. 
Разумеется, сейчас ситуация изменилась, но я думаю, что секрет успеха - доверять своему вкусу и покупать как можно раньше. Таким образом, риск, на который идет собиратель, обратно пропорционален средствам, необходимым для составления хорошей коллекции. 
Мне кажется также, что покупать молодых художников, которые еще не получили большой известности, достойнее, нежели покупать картины художников, которых уже раскрутили другие ))

Добавлю: из теперешних собирателей Игорь Маркин отличается от нынешних "коллекционеров с неограниченными средствами" тем, что он покупал многих художников, когда они еще были невостребованы.

qwerty: Внесу свой посильный вклад в дискуссию.
Во-первых, мне кажется, что всегда существует ряд художников, которых пока "не заметили". Скажем, из ныне модных шестидесятников можно назвать Слепышева, Жутовского, Гостева, белютинскую школу и еще с десяток имен, которые сегодня стоят совсем небольшие деньги, но обязательно поднимутся в цене, при этом являясь действительно хорошими мастерами. Настоящий коллекционер следит не только за аукционными продажами, но изучает время, веяния, взаимовлияния в интересующей его художественной среде или направлении. Таким образом и удается найти тех "последних", которые со временем станут "первыми".
Во-вторых, здесь все почему-то говорят только о дорогой живописи, а ведь еще существует и графика, несоизмеримо более дешевая, но ничуть не худшая, чем масло. Какие блестящие коллекции графики собрали, скажем, ныне покойные Коллекционеры Семен Яковлевич Фельдштейн или Александр Заволокин! Собрали за копейки, кстати. И сегодня графика вполне доступна, потому что многие толстосумы ее презирают, им надо что побогаче.
В-третьих, важно понять, что коллекция - это не "много", а "концептуально". Сегодня совсем не трудно и многим по карману собрать, скажем два десятка рисунков ленинградской школы тридцатых-сороковых годов, и это будет Настоящая Коллекция, которая со временем будет и денег стоить, и, что важнее, вызывать увеличивающийся интерес.

Но все это возможно только в одном случае - если вы действительно увлечетесь тем направлением, которое решили собирать, если это вам по-настоящему будет нравиться. Собрать настоящую коллекцию, руководствуясь только меркантильными соображениями, на мой взгляд, невозможно.

fross: Мне нравится, что "покупать молодых художников, которые еще не получили большой известности, достойнее, нежели покупать картины художников, которых уже раскрутили другие" и "если вы действительно увлечетесь тем направлением, которое решили собирать, если это вам по-настоящему будет нравиться. Собрать настоящую коллекцию, руководствуясь только меркантильными соображениями, на мой взгляд, невозможно."
Лучшей концепции для начинающих коллекционеров необремененных большими капиталами и не придумать.

Евгений: Это очень рискованные вложения,молодых художников только в России десятки тысяч.Если просто для оформления квартиры (как интерьер),тогда другое дело.
Если собирать качественную,классическую живопись есть много хороших художников, которые работали в 1930-1950,(цены небольшие 500-1500 уе),есть прекрасные работы нонконформистов 1960-1970гг(графика этих художников,на данный момент недооценена).Главное,что Вам по душе.

LCR: Есть разные типы коллекционеров. Щукин, например, был очень методичным человеком. Часто люди, которым он показывал свою коллекцию, обращали внимание на то, что между картинами были пустые места, и на их вопрос он отвечал, что на этом месте должна висеть, скажем, картина Сезанна такого-то периода и с таким-то сюжетом, которой у него еще нет, но которую он обязательно купит.

Противоположный пример - Рябушинский. Однажды, будучи в Париже, он купил Гогена, который был в то время совершенно неизвестен, заплатил он за своего Гогена, допустим, 500 фрагков (я совершенно не помню настоящих цен, так что цифры беру с потолка) и увез его в Москву.
Присматривался он к этому Гогену, присматривался, несколько лет - нет, ничего не поделаешь, не лежала у него к нему душа.
Так что собрался Рябушинский опять в Париж, прихватил постылого Гогена - и поехал. Приходит в галерею, где купил, объясняет, не нравится де ему эта картина, а хозяева говорят, пожалуйста, охотно возмем обратно, можем заплатить 5000 франков.
Вот и совершили они эту сделку.

Дня через 2-3 Рябушинский, довольный, что избавился рот ненавистного Гогена (как я, только у меня Ситникова нету), гуляет по Парижу и вдруг, проходя мимо галереи, видит бывшего своего Гогена на витрине, а цена на него - 50000 франков.
Так вот, он вошел в нее и купил его.

fross:  если уж собирать так точно не то что уже не один раз собрали. То есть должно быть что-то цельное, имеющее какое-то смысловое значение, что ли. 
У кого есть какие идеи?

qwerty:  Идеи есть следующие.

1. Русское зарубежье ХХ века. Андреенко, Берман, Бурлюк, Лаховский, Федер, Терешкович, Львов, Маневич, Мане-Кац, Маревна, Пожедаев, Исаев, Мако, Орлов, Бушен, Рыбак, Эрте, Кикоин, Воловик, Кремень. Всех перечисленных можно купить: масло от 2 до 50 тысяч долларов (в зависимости от размера, года, качества), графика - от 500 до 15000. Есть еще с десяток имен, всех сразу не вспомнить, позже добавлю. В эту же коллекцию хорошо добавить "первые" имена эмиграции: Сутин, Явленский, Сюрваж, Ланской, Шаршун, Горки, Челищев, Фера, Пуни, Архипенко, Липшиц, Цадкин - но это уже совсем другие деньги.

2. Шестидесятники. Беленок, Белютин, Васильев-Мон, Вечтомов, Ворошилов, Вулох, Гостев, Гросицкий, Измайлов, Инфанте, Жутовский, Кропивницкий (оба, папа и сын), Кропивницкая, Кудряшов, Неизвестный, Рогинский, Свешников, Сидур, Слепышев, Турецкий, Чубаров, Шелковский, Шпиндлер, Юрлов, Янкилевский. Ценовая категория примерно такая же как в варианте 1.
Если бюджет позволяет, в коллекции должны быть "великие": Немухин, Мастеркова, Целков, Рабин, Шварцман, Краснопевцев, Штейнберг, Зверев, Плавинский, Яковлев, Рухин, Ситников.

3. Ленинградская школа 30-50-х годов прошлого века. Тырса, Гринберг, Русаков, Купервассер, Казанская, Ермолаева, Ведерников, Пакулин, Пахомов, Лебедев. В целом, та же ценовая категория, масло - до 50 тысяч, графика - до 15.

Можно за относительно приемлимые деньги собрать коллекцию западного искусства (сейчас не будем уточнять какого именно), но здесь неизбежно возникнут проблемы с экспертизой. Они, конечно, решаемые, но это уже другая история.

Предлагая эти направления, я руководствовался следующим: чтобы собрать приличную коллекцию, необходимо соблюдение четырех условий:
1. На рынке должно быть представлено достаточное количество работ выбранного направления.
2. Эти работы должны быть достаточно высокого качества.
3. Они должны стоить разумные деньги.
4. Должна существовать концепция, объединяющая отдельно выбранные работы в нечто единое.

Я знаю довольно много коллекционеров и могу сказать, что коллекций из предлагаемых мной имен практически нет. Это понятно: в свое время люди собирали коллекции из тех имен, которые сегодня стали "великими", их сегодня немного осталось на рынке, и стоят они очень приличные деньги. Именно поэтому я и разбил предлагаемые имена на две категории. И имена из первой категории еще несколько лет назад были вообще никому не нужны и только сейчас к ним появляется интерес.

Если же Вы хотите собрать какую-то совершенно уникальную коллекцию, то здесь, видимо, концепция должна преобладать над всем остальным. Например, можно начать собирать художников Саратова или картины с изображением птиц - такого точно ни у кого нет. Я знаю довольно большую коллекцию колясок китайских рикш, тоже вариант из этой серии. Другое дело, что, если никто до Вас не додумался до такого собрания, то, вероятно, это никому и не нужно, и Ваша коллекция будет весьма малоликвидна, хотя, допускаю, может приносить массу положительных эмоций. 

Сообщения взяты с форума без изменений.



Источник | | Автор: Евгений
| Категория: Живопись
25.11.08 Просмотров: 9231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar