Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
О людях

Интервью с человеком, поднимающим из болот в небо советские истребители


Мало кто знает, что в Новосибирске существует уникальная компания, которая занимается реставрацией старых военных самолетов. Начав с реставрации различных моделей самолетов, в том числе и нелетных — для музеев, компания «Авиареставрация» последнее время занимается восстановлением в основном советских военных моделей, которые после реставрации поднимаются в небо. Для Международного авиационно-космического салона (МАКС), который пройдет в августе в Жуковском, здесь сейчас готовят Ил-2.

Справка:
Бернс Владимир Андреевич — генеральный директор ЗАО «Авиареставрация» и начальник отдела Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА). Родился 23 ноября 1958 г. Окончил самолетостроительный факультет НГТУ. Женат, двое детей — сын и дочь.

   Карьера и деньги

Вы с детства мечтали заниматься работой, связанной с самолетами? Как у многих советских мальчишек в то время — было желание быть ближе к небу?

Нет, это было не так. Я до института жил в городе Прокопьевск Кемеровской области, где самолетов сроду не было. Правда, я родился в аэродромном поселке. Но это никак не связано — аэродрома, который когда-то находился недалеко от поселка, при мне уже не было. Вот и все, что меня связывало с авиацией в детстве.

Было увлечение физикой, математикой и участие в различных олимпиадах. После очередной олимпиады вручал грамоты лично академик Лаврентьев, который пригласил меня поступать в НГУ без экзаменов. Но я не воспользовался приглашением… Предполагал, что поеду учится в Рижский институт инженеров гражданской авиации, а о том, что есть самолетостроительный факультет в НЭТИ в Новосибирске, я просто изначально не знал.

Директор компании «Авиареставрация» чем занимается, помимо того, что руководит всем процессом реставрации старых самолетов?

Всеми вопросами, связанными с руководством и с техническими документами. Я — кандидат наук, защитил докторскую, но пока не утвержден в этой степени. В технике немного понимаю. Мы занимаемся только реставрацией и только летных машин. Раньше реставрировали и нелетные. Авиареставрация по большей мере — игра. Из найденных останков самолета времен войны, если мы поставим на машину 5% родных деталей, которые не определяют прочность и ресурс машины, — это очень хорошо. Мы сейчас делаем уникальный Ил-2, на котором будет стоять 40 % родных деталей. Этот самолет сохранился хорошо — сел на лед и утонул в болоте… А все остальное — игра, фактически постройка заново.

Коллектив, с которым я работаю, занимается реставрацией с 1992 года. Сначала делали нелетные машины. Нелетные машины — это те, что неплохо сохранились. Это были в основном самолеты ленд-лиза, которые закупались в Америке. Так же и наши самолеты — на Поклонной горе стоит, в Североморске, в Иркутске… Стоят или в музеях, или на постаментах.

Это штучный товар, получается… Музеи понятно, а, например, кинокомпании заказывают изготовление самолетов?

Несколько раз мы имели с ними общение. Кинокомпании считают, что такую работу можно сделать за пару дней. По-моему, только два фильма, в которых летали настоящие самолеты, а не использовалась компьютерная картинка, были с нашими самолетами. Один — «Небо в огне».

То есть помимо музеев, где заказчиками выступает государство…

Государственные музеи заказчиками выступают крайне редко, потому что у них нет денег. Они лишь могут предложить что-то в обмен. В основном заказчики — частные музеи, зарубежные крупные коллекционеры. К примеру, наш первый заказчик из Новой Зеландии имеет в своем распоряжении такое количество самолетов, которое больше, чем у ВВС Новой Зеландии.

Это денежная работа? Или «за идею»?

Если бы она была денежной, я был бы не единственным в России. В таком объеме и такое количество в России еще никто не делал. Спроса внутри страны нет. Он только внешний. И мы не можем диктовать цену, ее диктует заказчик: не хотите — не надо. Реставрация за рубежом очень хорошо развита. В основном это Англия, США, Франция. А почему я этим занимаюсь? Так ничего другого делать не умею. (Смеется.)

На личный самолет удалось накопить денег?

На этой работе — нет. Но я еще научный работник, не самый последний. Лекции читаю в университете.

На что денег не хватает? Может, на дачу, машину?

Дача у меня есть, именно та, которая нужна — охотничий дом далеко-далеко в глуши. Машина вон стоит (под окнами стояла «Нива». — И.К.), я через каждый 3–4 года меняю ее. Меня она устраивает. Через всю глушь езжу на ней. Я ж охотник и рыбак — и зимой, и летом.

Сколько надо для счастья денег?

Это состояние может меняться раз в неделю. Допустим, захочется ух какое оружие купить… Хотя у меня есть хорошее оружие… Пока мне всего хватает.

Женщины и семья

Сейчас женщины другие? Раньше-то мечтали замуж за летчика, а теперь…

Очень хороший ответ на подобный вопрос дал в свое время Леонид Эдуардович Брюккер (ученый в области авиации. — И.К.). Он сказал: «Раньше все было лучше, раньше и женщины были моложе». Сравнивать, конечно, нельзя — ценности меняются. То, что нам казалось в свое время ценным, сейчас таким не является. Но новое поколение нельзя в этом упрекать, мы сами в этом повинны — так его воспитываем. Вот, например, о нашей фирме за рубежом написано в куче изданий — настоящих классных журналах. А что у нас? За многие годы была только маленькая заметка в газете «Известия». А в это время в Новой Зеландии устроили международное авиашоу, посвященное советским самолетам. Там 70 тыс. зрителей со всего мира встали под гимн Советского Союза. Думаете, это было отражено где-то у нас?

Своим детям вы привили правильные ценности?

На мой взгляд, правильные. Мои дети не стали ни пьяницами, ни наркоманами, ни лентяями. Сын по образованию юрист и работает заместителем директора крупной фирмы. Дочь окончила бизнес-факультет НГТУ и работает по специальности.

Как у вас в семье строятся отношения с супругой — кто главный?

Можно было не спрашивать. Конечно, супруга. (Смеется. ) Почему? Вы же не скажете своей супруге, что она — не главная.

В современное время отношения в парах часто бывают поверхностными. У вас есть рецепт сохранения семейных отношений?

Ну, я сам не первый раз женат… Самое главное — говорить супруге, что она главная. Я не отношусь плохо к тому, что сейчас пары живут какое-то время в гражданском браке. Они же при этом детей не заводят. Это — и хорошо, и плохо. Хорошо, что дети потом не страдают, если пара распадается. А минус — женщины стали рожать в более позднем возрасте. Количество детей обратно пропорционально образованию — чем образования меньше, тем детей больше. И в дальнейшем у нас в стране будет меньше интеллигенции…

   Родина

Вы, имея такую уникальную профессию, практически не востребованы у нас в стране… Нет желания уехать?

Были приглашения из-за рубежа… Но это было бы неправильно. Советские самолеты должны восстанавливаться именно в России. Иначе это не будет уже советской техникой. И это ценят специалисты. Кроме всего прочего, меня устраивает Новосибирск, его окрестности, река Обь, охота, рыбалка… А возможность уехать — она и сейчас есть.

Родина для вас что?

В первую очередь — люди. Скажем так, я не плачу, когда поднимается российский флаг. Мои родные, друзья, мое окружение, все это вместе и составляет для меня Родину. То есть то, что я не Александр Матросов, это точно.

Наверное, и восстановление старых советских самолетов здесь в Новосибирске для вас тоже является частью того, что зовется родиной?

Эта работа, наверное, даже в первую очередь для меня часть родины… Вот скоро будет международный аэрокосмический салон МАКС, в котором мы участвуем с 2001 года. И к нашей экспозиции там огромный интерес, и не только иностранцев, но и российских зрителей. Много раз я слышал, что приезжают туда посмотреть именно наш самолет. Надеюсь, удастся в этом году выставить Ил-2.

Мужская дружба

Настоящих друзей у вас много?

Нет, их не может быть много. Мне повезло с друзьями, один — со времен учебы в институте, второй появился позднее. Хороших приятелей, товарищей — очень много.

Что может разрушить мужскую дружбу?

Предательство. Оно может быть продиктовано разными причинами… Но все же настоящую дружбу ничто не должно разрушать.

Фото предоставлены Владимиром Бернсом, he.ngs24.ru

Источник | | Автор: Илья Калинин
| Категория: О людях
| Теги: самолет, реставрация 27.07.11 Просмотров: 5379 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar