Главная Клуб Темы Клуба
О людях
Коллекционеры. - Иван Егорович Забелин
( 29.09.1820 года [Тверь]- 13.01.1909 года [Москва])
русский историк, археолог, коллекционер, организатор музейного дела.
Родился 17 (29) сентября 1820 в семье мелкого чиновника в Твери. В 1828 семья Забелиных переселилась в Москву. Образование получил в Преображенском сиротском училище, куда был определен после смерти отца.
Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в "Московских Губернских Ведомостях" 1842 г., № 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в "Чтениях Московского Общества Истории и Древности". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса. В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны Забелиным в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии. В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. - почетный член Академии Наук. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его - вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, "крепкому и здоровому нравственно народу - сироте, народу - кормильцу". В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную "общую правду". Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина: "Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках" (1862) и "Домашний быт русских цариц в XVI - XVII веках" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в "Московских Ведомостях" 1846 г. и в "Отечественных Записках" 1851 - 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в "Дешевой библиотеке" Суворина ), о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы "Домашнего быта русских царей" является замечательная статья "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" ("Вестник Европы", 1871, № 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома "Истории русской жизни с древних времен" (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова ) представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы, "корни и истоки" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что "отец - домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство". Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ). В книге "Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), составившейся из полемических статей против Костомарова , Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, "святые образы всенародного движения". Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о современных задачах русской истории и древностей". Интересны также позднейшие статьи: "Взгляд на развитие московского единодержавия" ("Исторический Вестник", 1881, № 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и "Черты самобытности в древнерусском зодчестве" ("Древняя и Новая Россия", 1878, № 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: "Историческое описание московского Донского монастыря" (М., 1865 и 1893), "Кунцево и древний Сетунский стан" (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), "Преображенское или Преображенск" (М., 1883), "Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы" (М., 1891 - 1894). Задумав обширную "Историю города Москвы", Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 - 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы. - См. Коялович "История русского самосознания" и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина ("Вестник Европы", 1876, № 8); К.Н. Бестужева-Рюмина ("Древняя и Новая Россия", № 8); Первольфа ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 7); М.В. Клочкова ("Исторический Вестник", 1909, № 2); Василия Сахновского ("Русская Мысль", 1912, № 5); Н.Н. Ардашева ("Древности", т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина "И.Е. Забелин как археолог" (ib. и отдельно, М., 1909) и "Два юбилея учено-литературной деятельности" (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в "Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея" (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский (А. Ел-ч).
По окончании училища в 1837 Забелин был зачислен канцелярским служащим в Оружейную палату Московского Кремля – в ту пору не только музей, но и богатое архивное хранилище. Не получив высшего образования, юноша, однако, решил посвятить себя историческим исследованиям, поиску и изучению документов о старом быте Московской Руси. В 1840 написал первую статью – о выездах царской семьи в 17 в. на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, которая была напечатана в приложениях к «Московским ведомостям». За ней последовали другие труды. Наиболее известный труд Забелина – Домашний быт русского народа в ХVI и ХVII столетии – вышел в двух томах: Домашний быт русских царей в ХVI и ХVII столетии (т. I, 1862) и Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII столетии (т. II, 1872). Жизнь Московского дворца воспроизводится в нем с повседневной конкретностью, детальным описанием церемониалов и обрядности. Будучи влюбленным в предмет своего изучения – быт прошлого, автор, однако, не идеализировал допетровское время. Забелин писал: «Жизнь допетровского общества не представляет собой ничего такого, что могло пленить наше воображение. На тощей почве родовых и семейных отношений напрасно станем искать тех сочных плодов общественности, которыми так богата жизнь других народов». Поэтому его книга была прохладно встречена и славянофилами, и их оппонентами из «западнического» лагеря.
В 1848 Забелин был назначен помощником архивариуса, в 1855 – архивариусом Московской дворцовой конторы. В 1859, став штатным сотрудником Петербургской археологической комиссии, серьезно занялся археологией, в течение 7 лет проводил раскопки скифских курганов на юге России в Поднепровье и на Таманском полуострове.
Велика заслуга Забелина в создании исторического музея в Москве. С 1872 он входил в комиссию по постройке здания музея, а в 1884 был назначен товарищем председателя музея (председателем был московский губернатор великий князь Сергей Александрович), став, таким образом, фактическим руководителем музея и организатором его музейных фондов.
Всю жизнь Забелин занимался коллекционированием. В его собрание входили рукописи, карты, иконы, эстампы, нумизматические знаки, обширная библиотека. Коллекция, в соответствии с завещанием владельца, была передана в Исторический музей.
В 1880 Московская дума назначила Забелина руководителем группы по написанию Истории Москвы. В связи с подготовкой этого издания вышел целый ряд работ ученого: Материалы для истории, археологии и статистики Москвы (ч. 1–2, 1884–1891), Опричный дворец царя Ивана Васильевича (1893) и др., а в 1902 – первая часть его знаменитой книги История города Москвы, за которую автор был награжден золотой медалью Московского археологического общества. Вторая часть осталась в рукописи.
Источник | |
12.12.08 Просмотров: 5294 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |