Главная Клуб Темы Клуба
О людях
Сергей Кривошеев коллекционер,владелец прекрасной коллекции...
Когда дело сделано и можно вздохнуть, что привлекает внимание человека бизнеса? Белоснежные яхты? Экзотическая охота? Экстремальный туризм? Мало кто из крупных бизнесменов позволяет посторонним людям заглянуть в эту, очень личную, сферу жизни, что в целом вполне понятно. У председателя Совета директоров ОАО “Аптечная сеть 36,6” Сергея Кривошеева и его жены Марии Салиной таким способом отдохновения от повседневной суеты и круговерти бизнеса стало собирательство личной художественной коллекции. Самое ценное, что свое детище коллекционеры не скрывают от заинтересованных глаз. Сегодня разговор пойдет именно об этом.
— Сергей Анатольевич, когда и у кого возникла идея создать собственную художественную коллекцию? Почему не тратитесь на топовые предметы быта, на недвижимость, раз уж средства позволяют?
— Идея собрать эту коллекцию возникла 12 лет назад. В то время у нас в семье появилась такая финансовая возможность, а особой тяги к роскоши, в банальном потребительском смысле слова, у нас никогда и не было. Это же время совпадает с началом “строительства” фармацевтической компании “Время” — прародительницы “Аптечной сети 36,6”. Эпоха тогда была нестабильная, хотелось хоть какой-то отдушины. Кстати, первые работы в нашей (с моей женой Марией Салиной) коллекции появились именно в год открытия первой аптеки сети. Да и собирательство в то время еще не было таким дорогим предприятием, рынок предметов искусства не был таким агрессивным, как теперь. Некоторые работы мы азартно искали месяц-полтора, иногда даже по году охотились за отдельными экземплярами.
— Это не первый показ вашего собрания?
— Работы из нашей коллекции много раз выставлялись в Москве, других городах России и за рубежом — например, в Саратове на юбилейной выставке, посвященной художнику В. Борисову-Мусатову, в 1996 — 1997 гг. на выставке, которая проходила в Культурном центре Мадрида в рамках дней культуры России в Испании.
Автономова Наталья Борисовна, зав. отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина:
— Коллекция Сергея Кривошеева и Марии Салиной — это собрание работ очень хорошего уровня, с интересным содержанием и в достойном состоянии. Ведь работы эти очень непростые в коллекционировании, хрупкие, требующие особых условий хранения. С точки зрения собирательства коллекция очень органична по стилю, в ней есть настоящие жемчужины — работы Гончаровой, Малевича, ряда других известных художников. Таких работ на рынке уже не так много, и не все из них подлинные. Что касается данной коллекции, то все работы имеют сертификаты, подтвержденные экспертами. Мы готовили выставку в хорошем контакте, требующем от коллекционеров терпения и понимания, поскольку одно дело — работы, находящиеся дома, другое — в музейной экспозиции. Коллекционеры проявили выдержку, прислушивались к советам специалистов, отвечали на все наши вопросы и оставили приятное впечатление о себе. Мы будем продолжать работу по установлению названий и некоторых точных дат ряда работ
— Чем объясняется ваш выбор авторов? Это ваши личные художественные симпатии и привязанности? Советы специалистов? Или выбор продиктован стоимостью работ на рынке? Что является определяющим?
— Мы остановились на произведениях искусства первой трети XX в., поскольку это очень интересный и, может быть, самый необычный период в истории искусства — время перехода от одних культурных традиций к другим. Это время, когда от мягкого, лиричного символизма А. Фонвизина, нежных и фантастических работ П. Уткина, романтичного В. Денисова произошел переход к резким абстракциям художников круга К. Малевича. В это время сосуществовало множество художественных течений, групп, объединений: “Голубая роза”, “Мир искусства”, “Бубновый валет”… С одной стороны, работали художники классического модерна, с другой — авангардисты с их футуристическими конструкциями. Так что время, художественный фон которого отражен в нашем частном собрании, безумно интересное, живое, неоднозначное. Что может быть привлекательнее для настоящего коллекционера? В коллекции представлены имена, известные широкой публике, а также те, которые на слуху только у специалистов. Нам хочется, чтобы работы, которыми мы очарованы вот уже 12 лет, достойно оценила широкая публика. И это произошло: нынешняя выставка работала месяц, а затем была продлена еще на неделю, что для нас — большая удача.— Почему склоняетесь к графике, а если выбираете скульптуру, то это чаще работы в гипсе, дереве… Почему не живопись?
— В нашей коллекции присутствует и живопись, но на выставке в Пушкинском музее мы решили представить именно графику и скульптуру. Живописным произведениям чаще всего предшествует большая подготовительная, эскизная работа. Графика же в отличие от живописи является в большей степени отражением внутреннего мира художника, его мыслей, чувств. Это как бы пойманное мгновение… Выставленные скульптурные работы выполнены в большинстве из гипса, терракоты, дерева...
— Вы собираете графику, скульптуру, живопись. Как же в этом море искусства не утонуть, ведь нравится, наверное, многое?
— Друзья и искусствоведы говорят, что “цельных” коллекций не так много. Обычно коллекционеру нравится все, и фарфор, и передвижники, и текстиль, так что остановиться очень трудно, соблазнов много, но у нас есть какое-то умение отказываться. Это, между прочим, у меня навык из бизнеса. В бизнесе ведь тоже приходится довольно часто отказывать и отказываться. Мы, к примеру, занимаемся фармпроизводством, продажей лекарств, медуслугами, сейчас начинаем заниматься направлением раннего детского развития, но мы же при этом не торгуем продуктами или обувью! Так что “нельзя выпить все море”, мы остановились на русском искусстве конца XIX — начала XX в., включаем работы довоенной Парижской школы (Эколь де Пари) и стараемся из этой художественной среды не выходить. Нам кажется, что произведения некоторых авторов пока еще в России явно недооценены. А для нас весьма важна художественная ценность приобретаемых работ.
— Приходится дополнительно учиться?
— Обязательно, в т.ч. и для нашего следующего дела, для будущего проекта. Мы создаем новую художественную галерею, она будет называться “Проун”, и планируем организовывать выставки из нашего и других частных собраний и музеев.
— Что для вас лично из собранного самое любимое, ведь в вашей коллекции работы известных художников, таких как В. Серов, К. Петров-Водкин, Н. Рерих, Л. Бакст, А. Бенуа, А. Васнецов, В. Борисов-Мусатов. Всех и не перечислишь...
— Да все любимое. Мы с этими работами живем, мы их пересматриваем, разыскиваем, они уже нам родные. Люблю очень графику Виктора Борисова-Мусатова, Веры Ермолаевой, Зинаиды Серебряковой… На каждую работу уходит столько душевных сил, мы их находим, договариваемся, доводим до результата, организуем выставки, издаем каталоги.
— У коллекционеров бывают какие-то планы? Что из последних приобретений можете назвать?
— Основные планы — дальнейшее собирательство. Это очень большая, кропотливая и ежедневная работа, которая, тем не менее, приносит душевный комфорт. Мы с женой очень трепетно к ней относимся — интересные находки могут быть только в том случае, если много над этим работать, случайности в коллекционировании достаточно редки. Последнее время занимаемся французским направлением — Эколь де Пари. В этом месяце удалось коллекцию пополнить работой выходца из Польши художника М. Кислинга и очень хорошим рисунком А. Модильяни.
— Наверное, есть мечта какая-то…
— Мечта каждого коллекционера — совершать интересные открытия…
— А вы сами кисть в руках умеете держать?
— Нет, Бог миловал, когда же тогда работать?
— Сергей Анатольевич, когда и у кого возникла идея создать собственную художественную коллекцию? Почему не тратитесь на топовые предметы быта, на недвижимость, раз уж средства позволяют?
— Идея собрать эту коллекцию возникла 12 лет назад. В то время у нас в семье появилась такая финансовая возможность, а особой тяги к роскоши, в банальном потребительском смысле слова, у нас никогда и не было. Это же время совпадает с началом “строительства” фармацевтической компании “Время” — прародительницы “Аптечной сети 36,6”. Эпоха тогда была нестабильная, хотелось хоть какой-то отдушины. Кстати, первые работы в нашей (с моей женой Марией Салиной) коллекции появились именно в год открытия первой аптеки сети. Да и собирательство в то время еще не было таким дорогим предприятием, рынок предметов искусства не был таким агрессивным, как теперь. Некоторые работы мы азартно искали месяц-полтора, иногда даже по году охотились за отдельными экземплярами.
— Это не первый показ вашего собрания?
— Работы из нашей коллекции много раз выставлялись в Москве, других городах России и за рубежом — например, в Саратове на юбилейной выставке, посвященной художнику В. Борисову-Мусатову, в 1996 — 1997 гг. на выставке, которая проходила в Культурном центре Мадрида в рамках дней культуры России в Испании.
Автономова Наталья Борисовна, зав. отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина:
— Коллекция Сергея Кривошеева и Марии Салиной — это собрание работ очень хорошего уровня, с интересным содержанием и в достойном состоянии. Ведь работы эти очень непростые в коллекционировании, хрупкие, требующие особых условий хранения. С точки зрения собирательства коллекция очень органична по стилю, в ней есть настоящие жемчужины — работы Гончаровой, Малевича, ряда других известных художников. Таких работ на рынке уже не так много, и не все из них подлинные. Что касается данной коллекции, то все работы имеют сертификаты, подтвержденные экспертами. Мы готовили выставку в хорошем контакте, требующем от коллекционеров терпения и понимания, поскольку одно дело — работы, находящиеся дома, другое — в музейной экспозиции. Коллекционеры проявили выдержку, прислушивались к советам специалистов, отвечали на все наши вопросы и оставили приятное впечатление о себе. Мы будем продолжать работу по установлению названий и некоторых точных дат ряда работ
— Чем объясняется ваш выбор авторов? Это ваши личные художественные симпатии и привязанности? Советы специалистов? Или выбор продиктован стоимостью работ на рынке? Что является определяющим?
— Мы остановились на произведениях искусства первой трети XX в., поскольку это очень интересный и, может быть, самый необычный период в истории искусства — время перехода от одних культурных традиций к другим. Это время, когда от мягкого, лиричного символизма А. Фонвизина, нежных и фантастических работ П. Уткина, романтичного В. Денисова произошел переход к резким абстракциям художников круга К. Малевича. В это время сосуществовало множество художественных течений, групп, объединений: “Голубая роза”, “Мир искусства”, “Бубновый валет”… С одной стороны, работали художники классического модерна, с другой — авангардисты с их футуристическими конструкциями. Так что время, художественный фон которого отражен в нашем частном собрании, безумно интересное, живое, неоднозначное. Что может быть привлекательнее для настоящего коллекционера? В коллекции представлены имена, известные широкой публике, а также те, которые на слуху только у специалистов. Нам хочется, чтобы работы, которыми мы очарованы вот уже 12 лет, достойно оценила широкая публика. И это произошло: нынешняя выставка работала месяц, а затем была продлена еще на неделю, что для нас — большая удача.— Почему склоняетесь к графике, а если выбираете скульптуру, то это чаще работы в гипсе, дереве… Почему не живопись?
— В нашей коллекции присутствует и живопись, но на выставке в Пушкинском музее мы решили представить именно графику и скульптуру. Живописным произведениям чаще всего предшествует большая подготовительная, эскизная работа. Графика же в отличие от живописи является в большей степени отражением внутреннего мира художника, его мыслей, чувств. Это как бы пойманное мгновение… Выставленные скульптурные работы выполнены в большинстве из гипса, терракоты, дерева...
— Вы собираете графику, скульптуру, живопись. Как же в этом море искусства не утонуть, ведь нравится, наверное, многое?
— Друзья и искусствоведы говорят, что “цельных” коллекций не так много. Обычно коллекционеру нравится все, и фарфор, и передвижники, и текстиль, так что остановиться очень трудно, соблазнов много, но у нас есть какое-то умение отказываться. Это, между прочим, у меня навык из бизнеса. В бизнесе ведь тоже приходится довольно часто отказывать и отказываться. Мы, к примеру, занимаемся фармпроизводством, продажей лекарств, медуслугами, сейчас начинаем заниматься направлением раннего детского развития, но мы же при этом не торгуем продуктами или обувью! Так что “нельзя выпить все море”, мы остановились на русском искусстве конца XIX — начала XX в., включаем работы довоенной Парижской школы (Эколь де Пари) и стараемся из этой художественной среды не выходить. Нам кажется, что произведения некоторых авторов пока еще в России явно недооценены. А для нас весьма важна художественная ценность приобретаемых работ.
— Приходится дополнительно учиться?
— Обязательно, в т.ч. и для нашего следующего дела, для будущего проекта. Мы создаем новую художественную галерею, она будет называться “Проун”, и планируем организовывать выставки из нашего и других частных собраний и музеев.
— Что для вас лично из собранного самое любимое, ведь в вашей коллекции работы известных художников, таких как В. Серов, К. Петров-Водкин, Н. Рерих, Л. Бакст, А. Бенуа, А. Васнецов, В. Борисов-Мусатов. Всех и не перечислишь...
— Да все любимое. Мы с этими работами живем, мы их пересматриваем, разыскиваем, они уже нам родные. Люблю очень графику Виктора Борисова-Мусатова, Веры Ермолаевой, Зинаиды Серебряковой… На каждую работу уходит столько душевных сил, мы их находим, договариваемся, доводим до результата, организуем выставки, издаем каталоги.
— У коллекционеров бывают какие-то планы? Что из последних приобретений можете назвать?
— Основные планы — дальнейшее собирательство. Это очень большая, кропотливая и ежедневная работа, которая, тем не менее, приносит душевный комфорт. Мы с женой очень трепетно к ней относимся — интересные находки могут быть только в том случае, если много над этим работать, случайности в коллекционировании достаточно редки. Последнее время занимаемся французским направлением — Эколь де Пари. В этом месяце удалось коллекцию пополнить работой выходца из Польши художника М. Кислинга и очень хорошим рисунком А. Модильяни.
— Наверное, есть мечта какая-то…
— Мечта каждого коллекционера — совершать интересные открытия…
— А вы сами кисть в руках умеете держать?
— Нет, Бог миловал, когда же тогда работать?
Russian Gallery of Art - русская живопись
Источник | |
24.11.08 Просмотров: 4681 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |