Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты
Коллекционирование как способ выделиться
История мюнхенского музея живописи началась в 1528 году, когда герцог Баварии Вильгельм IV Виттельсбах решил собирать полотна на темы подвигов великих мужчин и женщин. Будучи приверженцем идей высокой морали, он увлекался коллекционированием исключительно тех картин, где, на его взгляд, эти идеи находили художественное воплощение. Кроме того, лишь на ниве собирательства баварские правители могли соревноваться с монархами более могущественных стран.
Альбрехт Альтдорфер изобразил на полотне «Битва Александра при Иссе» мельчайшие детали; в частности, можно прочитать надписи на колеснице и знаменах
Картины размещались в залах и комнатах резиденции Хофгартен в Мюнхене. Вильгельм IV Виттельсбах заказывал художникам Баварии, Франконии и Швабии картины на темы известных событий греческой, римской, еврейской и ранне-христианской истории. Именно этот цикл героических картин и лег в основу одной из самых богатых и великолепных картинных галерей современного мира. Среди самых значимых полотен той поры современные искусствоведы отмечают работу немецкого художника и архитектора Альбрехта Альтдорфера (Albrecht Altdorfer, 1480–1538) «Битва Александра при Иссе».
Другие баварские герцоги покупали картины, гравюры и наброски уже для более приземленных целей — всего лишь чтобы украсить свои дворцы. К концу XVI века мюнхенская коллекция насчитывала уже 1598 произведений искусств. В начале XVII века герцог Максимилиан I, будущий курфюст Баварии, приобрел работы Альбрехта Дюрера (Albrecht Duerer, 1471–1528), в том числе «Четырех апостолов», и полотна немецких художников раннего Возрождения. Среди своих современников Максимилиан выделял Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens, 1577–1640), у которого постоянно заказывал картины. Так, в 1615–1616 годах он попросил художника создать охотничий цикл для украшения своей резиденции, однако от него в Мюнхене осталась лишь «Охота на бегемота».
В 1610 году Рубенс написал «Автопортрет с Изабеллой Брандт». Они поженились всего за год до этого, поэтому картина проникнута ощущением счастья и спокойствия
В конце XVII века серьезный вклад в коллекцию сделал уже Максимилиан II Иммануил, который приобрел крупное частное собрание фламандских картин (1698 работ), в том числе 12 картин кисти столь любимого баварскими герцогами Рубенса.
Примерно в тоже время дальний родственник Максимилиана II Иммануила курфюст Иоганн Вильгельм Пфальцский собрал в своем имении под Дюссельдорфом коллекцию картин кисти Ван Дейка (Antonis van Dyck, 1599–1641), Иорданса (Jacob Jordaens, 1598–1673), Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn, 1606–1669) и Рубенса.
Впоследствии это собрание, как и коллекции из других домов угасающего рода баварских Виттельсбахов, оказалось в Мюнхене.
Здесь в начале 1780-х годов курфюст Карл Теодор начал стоить в своей резиденции публичную галерею Хофгартен, ставшую прообразом пинакотеки. Он собрал более 2000 работ голландских и фламандских художников и, опасаясь надвигающихся французских войск, в 1798 году привез в Мюнхен 758 наиболее ценных картин. В 1806 году Карл Теодор передал городу Дюссельдорфскую коллекцию, которая на тот момент считалась одной из самых прекрасных в Европе.
Объединение баварских коллекций
В начале XIX века в ходе административной реформы Баварии и присоединения к ней ряда земель было создано объединение художественных музеев Баварские государственные собрания картин (die Bayerischen Staatsgemaldesammlungen). Коллекция мюнхенской картинной галереи пополнилась 1500 полотнами, изъятыми у церкви, а также работами немецких и голландских, итальянских мастеров, которые приобретал король Баварии Людвиг I (Luedvig Karl August Wittelsbach, 1786–1868), покровитель искусств. Наиболее значимые индивидуальные работы художников он оставлял у себя, а менее ценные работы «раздавал» в баварские «галереи-филиалы». К этому моменту картин было уже так много, что потребовались немалые усилия для их описания и учета.
Портрет маркизы де Помпадур, одной из самых удачливых женщин своей эпохи, написанный одним из самых популярных французских художников XVIII века Франсуа Буше
Людвиг I отказался от традиции располагать коллекцию картин в галереях замков и дворцов. 7 апреля 1826 года, в день рождения Рафаэля (Raffaello Santi, 1483–1520), был заложен фундамент специального здания для хранения полотен. Авторами проекта стали архитекторы Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784–1864) и Иоганн Георг фон Диллис (Johann Georg von Dillis, 1759–1841). В малонаселенном пригороде Мюнхена началось строительство здания музея, которому король дал название «пинакотека» (от греческого pinakotheke — собрание живописи).
Строительство передового для той эпохи здания закончили в 1836 году. Дневной свет попадает в большие залы и небольшие помещения сверху, поэтому на стенах остается больше места для картин. Архитекторы позаботились и о сохранности шедевров, предусмотрев создание постоянного микроклимата и защиту от пыли. Да и само здание музея, построенного в стиле венецианских дворцов эпохи Возрождения, подчеркивает преемственность, непрерывность истории искусства.
В 1939 году музей был закрыт в связи с началом Второй мировой войны. Картины эвакуировали сначала в Мюнхен, потом вывезли за его пределы. Только это и спасло коллекцию, так как само здание сильно пострадало во время бомбардировок. После войны картины выставлялась в Доме искусств. 7 июня 1957 года Пинакотека вновь приняла посетителей. Здесь появилась широкая удобная лестница, ведущая на второй этаж, где и расположилась основная экспозиция. По сравнению с небольшими залами первого этажа, второй этаж поражает обилием воздуха. Потоки света наполняют пространство залов, придавая музею величественный вид и настраивая пришедших на неспешную прогулку.
Наглядная история искусств
В основу размещения коллекции фон Кленце и фон Диллис впервые положили деление на «художественные школы» и периоды. Этот прием впоследствии был использован многими музеями. Такое деление позволяет изучить историю живописи в развитии, чему в немалой степени способствует и аудиогид, который теперь можно получить вместе с входным билетом. Стоит набрать на этом устройстве номер, указанный на табличке у понравившейся картины, — и история создания полотна, рассказ о сюжете и пояснение его фрагментов прозвучит на одном из четырех языков.
Среди небольшой коллекции ранней голландской живописи, охватывающей период с середины XV века до 1620-х годов, выделяется полотно Рогира Ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden, около 1400–1464) «Поклонение запрестольного образа Марии» (1455). Этот триптих — алтарь из церкви св. Колумба в Кельне, хотя и написан на религиозную тему, является образцом духовного и художественного расцвета.
Автопортрет 28-летнего Дюрера напоминает изображения Христа, традиционные для XVI века. Но это не дерзость, а подтверждение его веры в Бога: Дюрер верил, что талант живописца — дар Божий
Не оставляет зрителей равнодушными и чудом сохранившийся фрагмент «Судного дня» кисти Иеронима Босха (Hieronymus Van Aeken Bosch, ок. 1450—1516). Полотно своей сюрреалистичностью и фантастичностью завораживает зрителей, которые буквально застывают у дверей зала. Наверное, только у этой картины и можно увидеть большие скопления людей в мюнхенской Пинакотеке.
А благодаря аудиогиду картина другого голландского художника XV века — Ганса Мемлинга (Hans Memling, после 1430–1494) — «Семь радостей Девы» становится не просто единым полотном с множеством героев, а подробной иллюстрацией к преданию о о деве Марии.
Немецкая часть собрания, самая обширная и выдающаяся коллекция германской живописи периода поздней готики, примечательна работами Альбрехта Дюрера. Согласно историческим документам, Максимилиан I, поклонник художника, купил не менее 11 картин мастера. В том числе диптих «Четыре апостола», в котором художник открыто осуждает лжепророков и вероотступников. «Автопортрет», попавший в коллекцию уже позже, в начале XIX века, стал первым для своего времени симметричным и открытым представлением образа земного человека.
Среди работ итальянской школы есть и иконы XIII–XIV веков, и шедевры Рафаэля, Пьетро Перуджино (Pietro Perugino (Vannucci), 1446–1524), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445–1510), Лоренцо Лото (Lorenzo Lotto, 1480–1557), Тициана (Tiziano Vecellio, 1476/77 или 1480-е — 1576) и Тинторетто (Tintoretto, 1518–1594). Это уже не только картины на религиозные и мифологические сюжеты, но и портреты, жанровые сцены и сцены баталий. Здесь особого внимания заслуживают работы венецианских художников XVIII века, пытавшихся с фотографической точностью передать виды своего города и панораму Венецианского залива.
Полные радости работы голландской школы интересовали всех баварских герцогов-коллекционеров. А сегодня сцены сельской и крестьянской жизни, жанровые сценки, натюрморты и пейзажи, некогда украшавшие залы домов герцогов Виттельбах, радуют взгляд посетителей галереи. И среди этого разнообразия особняком стоят картины Рембрандта «Святое семейство» и «Снятие с креста». Казалось бы, они написаны на религиозные сюжеты, однако наполнены идеями гуманизма и очеловечивания Иисуса Христа.
В разделе фламандской живописи, где собраны работы Питера Брейгеля-старшего (Pieter Bruegel De Oudere, 1525–1569), Яна Брейгеля-старшего (Jan Brueghel de Oudere, 1569–1625), Ван Дейка, преобладают, конечно, картины Рубенса: их в Пинакотеке более 70. Здесь представлены и знаменитые «Охота на львов», и «Битва амазонок», и «Малый «судный день», и портреты членов семьи самого художника. Немногочисленные по размеру коллекции испанской и французской живописи хранят работы Эль Греко (El Greco, 1541–1614), Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velasquez, 1599–1660) и Фрагонара (Jean-Honore Fragonard, 1732–1806).
Современный музей
Сегодня Пинакотека, построенная по велению короля Людвига I, называется Старой (Alte Pinakothek). В 1981 году рядом с ней было построено здание Новой Пинакотеки (Neue Pinakothek), где расположилась коллекция картин XIX века. Вместе с Пинакотекой современного искусства (Pinakothek der Moderne), Глипотекой (Glyptothek), коллекцией античного искусства (Antikensammlung) и Городской картинной галереей (Lenbachhaus) образуется единый музейный ансамбль. Пополнение коллекции Старой Пинакотеки происходит и в наши дни, однако галерея по-прежнему приобретает лишь самые значимые работы.
01.01.09 Просмотров: 3369 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |