Главная Клуб Темы Клуба
Исторические Факты
Об особенностях медного литья в Сибири
Галерист и исследователь русских сибирских древностей Анатолий Панченко награжден областным знаком "Почетный работник культуры Кузбасса” за уникальное издание - каталог "Иконы и кресты Кузнецкого края”.
Прекрасно отделанный фолиант каталога являет собой, по сути, первую попытку систематизировать данные о медном литье предметов культа (прежде всего старообрядческих икон, складней, крестов) в Кузбасском регионе.
- Анатолий, ты коллекционер предметов старины...
- Я бывший коллекционер предметов старины с 30-летним стажем. Но сегодня коллекционирование как таковое меня не интересует. Куда важнее, на мой взгляд, восстановить память - а процесс утраты ее может быть необратим - о каких-то важных вещах, лежащих в основе русского сибирского самосознания. Это достигается в том числе и кропотливым изучением имеющихся архивных сведений, и сбором новых - тех, что еще не утрачены навсегда. Чем я сегодня, собственно, и занят.
- Сколько времени ушло на работу над этим великолепным изданием?
- Я работал над ним с двухтысячного года, когда познакомился с ведущим специалистом в этой области - старшим научным сотрудником Центрального музея древнерусской культуры имени Андрея Рублёва Еленой Яковлевной Зотовой, которая, кроме очень многого прочего, рассказала, что медное литье икон, складней и крестов в Европейской части России изучено достаточно полно, а вот за Уралом - темное пятно: в этом смысле Сибирь не открыта. Каталог "Иконы и кресты Кузнецкого края”, хочу верить, чуть-чуть прояснил ситуацию.
- Анатолий, введи, пожалуйста, нас в курс дела хотя бы на уровне ликбеза.
- Первые меднолитые иконы и кресты ввезли на Русь из Византии. Где-то с XII века в Киевской Руси возникли свои центры медного литья. Четко выявлены они на территории Центральной России. С началом освоения Сибири сюда хлынула огромная армия служивых и торговых людей, крестьян-землепашцев, чиновников. И, естественно, христианские люди нуждались в предметах культа - иконах, нательных крестах и так далее. Сначала их завозили, а потом стали возникать собственные центры медного литья.
- И где же они были?
- Вот это и есть самый сложный вопрос. Архивных документов практически нет. Уже потому, что историей медного литья в регионе стали заниматься только в конце прошлого, ХХ века. Поэтому, чтоб собрать хоть какие-то сведения, пришлось совершить десятки экспедиций в города и села от Мариинска до Таштагола, прихватив территории, некогда входившие в состав Кузнецкого уезда, а теперь территориально принадлежащие Новосибирской области, Алтайскому краю. Ездили и непосредственно к старообрядцам - Килинск за Таштаголом, Урск на Салаире, на север Кузбасса. Отснято более полутора тысяч старообрядческих крестов, складней и икон, большая часть из них - около восьмисот фотографий - вошла в книгу.
- Ты говорил, что русское литье изучено достаточно хорошо, чего не скажешь о сибирском. И все же: какие отличительные особенности у нашего литья?
- Продукция главных российских центров медного литья - Москва, Поморье, Владимир - отличается исключительной красотой и совершенством, они часто покрыты многоцветными эмалями, отработаны граверами. Это шедевры русского искусства. Сибирское литье производилось - особенно вначале - не в специальных мастерских, а в приспособленных для этого скитах, может, острогах. Поэтому оно хуже отделано, у него победнее эмали. Но это не умаляет его ценности. В ходе экспедиций удалось выявить три центра медного литья. Один из них, к примеру, старообрядческая деревня Желтоногино бывшего Кузнецкого уезда, ныне находящаяся на Алтае.
- Судя по твоим рассказам, чтобы добыть материал для книги, пришлось преодолеть сотни километров.
- Да, и здесь я хочу особо поблагодарить Евгения Николаевича Крюкова, депутата горсовета, человека влюбленного в русские сибирские древности и вообще в историю нашего края, нашей Родины. Его неоценимую помощь я постоянно ощущал на протяжении этих десяти лет. Он сам садился за руль своего джипа и, бывало, делал километров по сто (однажды мы проехали за день семьсот километров) по такому бездорожью, что вспомнить страшно. Мы с ним пережили такие моменты, какие, наверное, не забываются никогда, побывав у старообрядцев, живущих в труднодоступных уголках Горной Шории, севера области.
- Мы читали яркие заметки Евгения Николаевича о ваших экспедициях в одном из городских журналов. А каковы планы у тебя?
- В течение всего этого времени я собирал материал о сибирской иконе на дереве. Он богатейший. Предстоит очень серьезная работа над книгой. Которая, думаю, выйдет года через три-четыре.
- Я желаю тебе удачи в этой работе!
Книга «Иконы и кресты Кузнецкого края» краеведа из Москвы А.А.Панченко вышла в издательстве «Интербук-бизнес» и представляет собой альбом-каталог, в который вошли памятники медного художественного литья XVI - начала XX века. Издание включает более 800 фотографий меднолитых крестов, икон, складней из городских и районных музеев Кемеровской области, а также частных собраний, в том числе старообрядческих. Большинство из представленных памятников публикуется впервые.
Источник | |
|
12.08.11 Просмотров: 6811 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |