Несмотря на то, что уже несколько миллионов лет женщина живет рядом с человеком, в ее поведении и образе жизни остается еще много загадочного и непонятного.
О ней говорят и пишут, рисуют и снимают фильмы, более половины Интернета посвящено женщине. Поэтому излишне говорить, что такая значительная часть искусства, - как промышленный дизайн, - не могла обойти стороной эту тему.
Исторически сложилось несколько направлений пивных этикеток.
Демонстрация национального костюма.
Здесь отличную серию создали на Сакуcском экспериментальном комбинате (г. Саку Эстонской ССР)

.
Серия получилась настолько удачной, что в пивцехе колхоза Валту - филиале Сакуского комбината, скопировали этикетку, только изменив цвет костюма:

.
В конце 80-х, когда некоторые республики СССР были охвачен массовым психозом и объявили о так называемой "независимости", для тех кто работал, а не драл горло на митингах, наступило резкое ухудшение экономической ситуации и этикетки печатались в две краски:
Позднее хорошая этикетка на ту тему появилась в Чебоксарах:

.
Легче всего изобразить национальный костюм, где-нибудь на Гавайях, как на этикетке Pacific brewing Co.:

или на Таити:

. А Вы не были на Таити?
Другой излюбленной темой были
официантки пивных баров. Ну это понятно, сидит художник в пивнушке, натура перед глазами, после второй дюжины вдохновение на максимуме, руки так и чешутся. Главное - твердая рука и незамутненный взгляд. Вот и рисуют в меру своих талантов и выпитого пива. Чехи и словаки ребята крепкие, сколько не пьют, этикетки выходят отличные:

,

,

,

,

.
В ГДР видно слабее художник оказался, или может выпито было больше:

.
Норвежец вообще с трудом карандаш в руке держал:

.
А вот эта официантка перебралась с чешской на болгарскую этикетку:

- пиво сварено на "Каменице", в Пловдиве, по чешской лицензии.
Но больше всего на эту тему этикетки в ФРГ, где пивных больше чем школ:

,

,

,

,

,

,

.
А это:
- ночной кашмар немецкого бюргера. Снится ему железная поступь этаких теток, и все ближе и ближе они, и просыпается Ганс или Фриц в холодном поту, с криком "Нааааааайн....". Кстати, художник на этой этикетке смухлевал. Три правофланговые тетки в первом и втором ряду одинаковые.
Это австрийская этикетка:
, но слабовата, что-то австриячка, по одной кружке в руке только. Шведские девчонки это вообще отдельная песня:
.
И наконец просто
образ Женщины на этикетке.
Раньше вообще не утруждали себя рисованием, предпочитая здоровый примитивизм. В Праге пивзавод n.p. Holesovice так и изобразил жительницу Праги:

- точка, точка, запятая, остальное представьте сами... А в австрийском Frastanzer трех швейцарок только как силуэты представили, да глаза обозначили.

Видно, из-за границы австрийцы только так соседей и видят. Ну, это они уж слишком, в примитивизме тоже нужен талант, или по крайней мере художественный вкус. Как в Румынии на Fabrica de bere Constanta:

или на Stredoceske pivovary в ЧССР:

. Вроде тоже несколько штрихов, а какая женщина... На Томском пивзаводе пытались сделать нечто подобное, но на мой взгляд, не очень успешно:

. А это опять Чехословакия: старая -

и современная -

. В Новосибирске сперва рисовали профиль

, затем перешли на нечто декадентское:

. В Дании (Wilbroes bryggere a/s) - силуэт на пляже

, а на пивзаводе "Варма" (г. Кингисепп Эстонской ССР)- в бане:

. В Бразилии предпочитают графику и сейчас:

и раньше, в 60-е:

, в Новосибирской области - мультяшное изоображение:

.
Мультики любят и в Финляндии, хотя и более злые:

. А вот австрийская ведьма с этикетки пивзавода Stiegl

гораздо более привлекательна. Может потому, что летит не на метле, а на сковородке?
В Иркутске используют аппликацию:

, в Мексике - фотографию:

.Но как выяснилось позднее, мексиканские пивовары скопировали этикетку у своих северных соседей:

,

. На пивоварне Golden beverage Co, выпущена целая
серия подобных этикеток. Недавно и у нас сделали нечто подобное:

- в Чебоксарах, на п/з "БукетЧувашии", бывшем №1.
В Мюнхене на купальник решили не тратиться:

- все равно снимут.
Очень удачные этикетки на женскую тему есть в Тольятти

(имеется и прямоугольный
вариант), в Георгиевске

, в Славутине

,

, в Харькове

(пивзавод №2), в Мозыре:

, Слуцке:

и Лисичанске

. Похожая этикетка в Запорожье (ПК "Славутич"), но проработана лучше:

. В Лисичанске недавно сделали новый, улчшенный вариант, и форма усложнилась:

. Необычное для пива название придумали в Барнауле:

и в Ижевске:

,

,

. На Харьковском пивзаводе "Рогань" выпустили специальные этикетки к празднику 8 марта:

. (Этикетки к 8 марта есть и на других заводах, например в Ногинске,
Днепропетровске или Волжском но на них нет женщин, и здесь они не представлены). Из зарубежных хороша Чехословакия:

,

,

,

,

,

,

,

.
Неплохие этикетки в Бельгии:

,

,

,

,

.
Это современные, а в 60-е годы там были довольно простенькие:

В ФРГ любят делать серии: рисунок одинаковый, а цвет фона меняется в зависимости от сорта. Вот пара примеров, по одной этикетки из серий по 3-5 этикеток:

,

.
В 60-е годы на немецких пивоварнях этикетки были гораздо оригинальнее:

,

,

,

,

.
Любопытная этикетка у Till bryggere (Швеция) - женщина с бутылками пива бредет по железной дороге

, этакая шведская Анна Каренина.
Простенькая этикетка в Колорадо:

, на Ska brewing Co. Зато женщина очаровательная. (Кстати, на этой этикетке по последней моде указан E-mail и URL пивоварни.)
А то вот в Австралии такую нарисовали -

- подойдет вечером на улице закурить, сам кошелек отдашь, "Только не убивай" - скажешь.
Вот датское пиво "Blonde", а женщина почему-то нарисована рыжая:

.
Ленинградский коллекционер, ныне проживающий в Париже,
Александр Эйдельман, напоминает:
нельзя забыть про Францию и француженок:

,

,

,

. Француженки не только очаровательны, но и отважны:

- единорога укротить - сущая ерунда.
В Зеленокумске Ставропольской области новый сорт назвали в честь директора, и этикетка с ее портретом:
. Ну эта еще ничего, а если "Балтика" так захочет прогнуться, представляете?!
Поразили канадцы, выпустив что-то зверское:

. Сразу вспоминается поручик Ржевский: "Это же женщина, ее ...... надо. а вы что с ней делаете?!" Ладно бы японцы, они, судя по ихним сайтам, любят такие вещи, а тут вдруг канадцы, надо же...
На этих эстонских этикетках женщины тоже не вызывают симпатии:

,

.
А на этой юэсэйевской этикетки - ну просто "протокольная рожа":

.
В Голландии придерживаются рубенсовских традиций:

,
а в ФРГ рисуют в стиле постмодерн:

.
Замечательная этикетка появилась в Китае:

.
Австрийская пивоварня Siegel выпустила большую серию этикеток с шаржами на политиков, актеров, спортсменов.
Есть среди них и этикетки, посвященные женщинам:

,

,

.
Отойдя от шока начала 90-х, когда целенаправленно уничтожалась отечественная промышленность, пивзаводы на территории СССР выпустили ряд интересных новинок по данной теме. Так, к старому и хорошо известному сорту "Мартовское" украинские товарищи выпустили этикетки с девушками:
- Краматорский пивзавод,
- новый дизайн Лисичанского пивзавода, словно привязывая его к Международному женскому дню 8 Марта. А на симферопольском ПБК "Крым" выпустили к этому празднику специальную коммеморативную этикетку:
. Другой крымский пивзавод - Севастопольский, использовал в своей этикетке портрет М.И.Лопухиной художника В.Л. Боровиковского, написанный в 1794:
.
Литовские пивовары на свое крепкое пиво поместили укротительницу льва:
. Этикетка получилась симпатичная, а вот сама идея - далеко не первой свежести: на Löwenbräu из ФРГ женщина и лев - давние персонажи. Гораздо удачнее вышли этикетки паневежского "Калнапилса" с чертовкой и ангелочком:
,
,
и вильнюсcкого пивзавода с американскими девочками:
,
,
.
В РСФСР Чебоксарский пивзавод поменял на этикете пива "Леди-ночь" женщину -
. А на МЭЗН "Хамовники" не стали долго думать и выпустили серию "Славная неделька" взяв Топваровских девочек, только слегка приодели их:
,
,
.
,
,
,
. Новой этикеткой порадовал коллекционеров Ставропольский пивзавод:
.
Интересные этикетки появились и у наших соседей:
- в Болгарии,
- и в Румынии. А вот Австрия выдала что-то страшное, не иначе у художника депрессия была:
,
. На её фоне даже воительница с этикеток бельгийской серии выглядит милой и доброй:
,
,
.
Большие серии этикеток с женскими образами производились в США, но это, как правило, заказная продукция, сваренная по заказу фирм-продавцов.
Дело в том, что североамериканское общество весьма пуританское, во многих штатах действуют драконовские законы о печатной продукции, а всевозможные попечительские и наблюдательные советы задавят любую фирму, выпускающую аморальную, по их мнению, продукцию. Интересно, что на всевозможные ужасы, мистику и кровавые разборки в США действуют гораздо меньше запретов, и вылезающего из могилы зомби увидеть по американскому ТВ гораздо легче, чем обнаженную женщину. Видимо, в том числе и поэтому, насилие так распространено в Штатах. А доморощенные либералы всё тужатся построить у нас западное общество… Ну-ну, добро пожаловать в Bowling for Columbine!
