Главная Клуб Темы Клуба
Игрушки. Сувениры
«Легендарные куклы и медведи»
Медведи «Teddy Bear» ведут свою историю с начала ХХ века
Две страны, Америка и Германия, до сих пор всерьез оспаривают право называться родоначальницей плюшевых медведей. Имя «Teddy» медведи получили от президента Теодора Рузвельта, растрогавшего сердца американских граждан тем, что на охоте он отказался стрелять в маленького медвежонка. Торговец Моррис Мичтон немедленно выпустил в продажу плюшевых медведей, чем положил начало крупнейшей в Америке «игрушечной» империи «Ideal Toy».
Примерно в то же время, в Германии Маргарет Штайфф сделала медведей на шарнирах, которые выставила на Лейпцигской ярмарке игрушек. Мир охватила мишкомания. Через несколько лет во многих странах Старого Света начали производить собственных медведей. В наши дни ранние teddy bears стали предметом коллекционирования наравне с антикварными куклами, им посвящены специализированные аукционы, а цена лота может достигать десятков тысяч долларов.
В 70-е годы ХХ века, с развитием искусства художественной куклы, на Западе начали создаваться первые дизайнерские медведи Тедди. Они сразу же стали крайне популярны и прочно заняли свое место среди предметов коллекционирования, а вокруг них возникла целая «медвежья» индустрия: фабрики, выпускающие специальные материалы для изготовления медведей, профессиональные журналы и книги, аукционы, выставки, конкурсы и мастер-классы известных художников. Авторские медведи с успехом выставляются и продаются в престижных кукольных галереях.
Для российской публики медведей Тедди открыла в конце 90-х годов прошлого века «Кукольная Галерея Вахтановъ Ирины Мызиной», включавшая европейских и американских мишек в экспозиции своих кукольных выставок.
Немедленно возник огромный интерес, как к собиранию медведей, так и к их созданию. В России первой технологию изготовления медведей Тедди начала преподавать в Школе Кукольного Дизайна Светланы Воскресенской пермская художница Наталья Катаева.
Когда работы первых российских художников-теддистов стали соответствовать мировым требованиям, Светлана Воскресенская представила их в 2002 году на суд европейских ценителей на выставке «Teddybear Total» в немецком Мюнстере. В последующие годы российские теддисты стали активно завоевывать сердца зарубежных коллекционеров своей интеллектуальностью, вкусом, своим особым взглядом на художественный образ медведей.
Сейчас весь мир признает за российскими художниками собственный оригинальный стиль в искусстве создания плюшевых медведей и высокий технологический уровень представляемых работ. А знаменитая немецкая художница Хильдегард Гюнцель в коллекции 2005 года дала в руки одной из своих фарфоровых кукол медведя, сделанного по лекалам российской художницы Елены Юровой.
Куклы
История художественной куклы как особого вида искусства ведет свое начало с 60-х годов ХХ века, с образования Национального Института Американских Художников-Кукольников (NIADA), ставшего престижнейшей «кукольной» организацией мира.
Кукольное искусство развивается как синтез многих традиционных видов: живописи, графики, дизайна, скульптуры, театрально-декорационного, а внутри него сложилось множество самостоятельно существующих направлений со своими законами и традициями:
- fashion doll (куклы-модницы),
- эльфы, baby doll (куклы-младенцы),
- тролли,
- классические кукольные девочки,
- фантазийные скульптуры и другие.
Из материалов, выпускаемых во всем мире для создания кукол, наиболее популярны сейчас у художников фарфор, полимерные глины, самоотвердевающие пластики и текстиль. Куклы создаются в единственном экземпляре (one-of-a-kind) или ограниченным тиражом (limited edition) и всегда имеют собственную маркировку и авторский сертификат.
В России первые авторские куклы появились приблизительно 15 лет назад с созданием московской галереи «РозаАзора», а с 1997 года, после проведения «Кукольной Галереей Вахтановъ Ирины Мызиной» в ЦДХ I Международной Выставки Художественных кукол, новое искусство получило широкую известность и активное развитие.
К настоящему времени в разных городах России работают крупные кукольные галереи, был создан Клуб Коллекционеров Кукол России, Международная организация авторов кукол (МОАК), выпускаются специализированные печатные издания «Кукольный мастер» и «Мир кукол», второй год подряд с огромным успехом в Москве прошел «Международный Салон Кукол».
Коллекционирование
Сегодня, когда кукла обрела свою художественную ценность и стала полноправным предметом искусства, постоянно увеличивается количество людей, собирающих кукол, причем почти половина страстных коллекционеров — мужчины.
По своей популярности коллекционирование кукол превзошло во многих странах мира такой традиционный вид собирательства, как филателия. Среди самых знаменитых коллекционеров мира имена Дины Верни, принцессы Дианы, Деми Мур, Майкла Джексона.
В России широкий интерес к коллекционированию современных художественных кукол возник в конце 90-х годов ХХ века и, постепенно набирая обороты, превратился в настоящий собирательский «бум».
Как правило, кукольные коллекции начинаются с полученного подарка или с желания украсить свой дом, сделать интерьер более изысканным и оригинальным. Правильно подобранные куклы удивительным образом организуют пространство, наполняя его особой энергетикой. Коллекционирование кукол — занятие престижное и изысканное. Оно требует не только финансовых средств, но и специальных знаний, ведь коллекция становится особенно интересной именно тогда, когда обладает внутренней оригинальной концепцией.
Особый вид коллекционирования — собирание антикварных кукол.
Это направление имеет иные истоки и наиболее близко музейному собирательству, а многие российские коллекции ведут свое начало с 60-х годов ХХ века. Самая известная коллекция принадлежит Юлии Вишневской и экспонируется в Музее Уникальных Кукол в Москве. Крупными собраниями обладают Сергей Романов, Аркадий Матюнин, а на II Международном Салоне Кукол можно было увидеть интересные экспозиции коллекционеров Елены Барановой и Елены Скляровой.
Репликанты
Антикварные куклы компаний «Jumeau», «Bru», «Kammer and Reinhard», «Steiner« и других, не менее известных, пользуются большой любовью коллекционеров, и спрос на них растет год от года. Соответственно спросу год от года растут и цены на подобных кукол, что сделало их не всегда доступными для широкого круга любителей антикварных кукол.
Поэтому в мировом кукольном искусстве возникло отдельное художественное направление по созданию кукол — репликантов антикварных кукол. Репликант ( «replica» англ. — «точная копия») — это абсолютно точное воспроизведение антикварной куклы, сделанное с соблюдением старинных кукольных технологий и строго выдержанное по материалам и цветовой гамме в соответствии с оригиналом.
Для достижения полной идентичности художники, работающие с репликантами, используют слепки с оригинальных форм антикварных кукол, парики из натуральных волос, хрустальные глазки, тончайшие кружева старинной работы, выкройки кукольной одежды и кожаную обувь по образцам эпохи.
Для каждой куклы-репликанта изготавливается специальный сертификат с именем автора и сведениями об антикварной кукле-оригинале.
Проект «Легендарные куклы и медведи»
Олимпийский медведь
Московская Олимпиада, проходившая в 1980 году, прежде всего, вспоминается двумя своими символами — стилизованной Высоткой с олимпийскими кольцами и добродушным Олимпийским Мишкой.
Как и все страны мира, Советский Союз начал подготовку к Олимпийским Играм, за несколько лет до их официального проведения, а поскольку это было событие чрезвычайной политической важности, перед Оргкомитетом стояла задача показать все лучшее, что было тогда в советском государстве.
При обсуждении будущего талисмана Игр разногласий не возникло, им сразу был выбран медведь — хозяин русского леса и герой народных сказок. Характер нашего медведя, сочетающего силу и удаль с рассудительностью, любящего справедливость и всегда готового заступиться за слабого, стал образцом для спортсменов всего мира и символом честной олимпийской борьбы.
В 1977 году среди советских художников прошел конкурс на лучшее воплощение образа олимпийского медведя. Победителем стал рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен забавный коренастый и лопоухий мишка с обаятельной улыбкой.
В декабре 1977 года он был утвержден как официальный символ Московских Олимпийских Игр 1980-го года. Мишка сразу стал любимцем публики, было выпущено огромное количество промышленных товаров, сувениров, значков и марок с его изображением, ему даже посвятили одну из серий обожаемого всеми мультфильма «Ну, погоди!».
Особой популярность пользовались фигурки Олимпийского Мишки, раскупавшиеся сразу, как только они появлялись на прилавках. Стать обладателем олимпийского талисмана считалось большой удачей. И сейчас еще многие с волнением вспоминают Церемонию закрытия Игр, когда огромный Мишка, прощаясь с Олимпийской Москвой, взлетел на связке воздушных шариков в ночное небо и исчез под трогательную песню Александры Пахмутовой, вспышки тысяч фотоаппаратов и слезы миллионов людей. Всем верилось тогда, что наш ласковый Миша вернулся в свой далекий сказочный лес…
«Зеленый» Раневской
«Зеленый» — это необычное имя очаровательный плюшевый медвежонок получил от самой Фаины Раневской за необычный окрас шубки. В 1910 году его первой хозяйкой стала Анастасия Цветаева, которая перед отъездом в вынужденную эмиграцию подарила «Зеленого» своей близкой подруге Фаине Раневской.
Медвежонок прожил у нее несколько лет, до 1939 года, когда актриса снялась в одной из лучших своих ролей в фильме «Подкидыш». На съемках Раневская очень подружилась со своей маленькой партнершей Вероникой Лебедевой, сыгравшей девочку Наташу, и осталась верна этой привязанности до конца своей жизни.
И, конечно же, она подарила Веронике единственную бывшую у нее игрушку — «Зеленого». Вероника не только сберегла медвежонка в эвакуации, но и хранила долгие годы после смерти великой актрисы.
Познакомившись с коллекционером Сергеем Романовым, Вероника Лебедева передала медвежонка ему, сказав, что теперь она спокойна за его судьбу.
«Тутти» Музей уникальных кукол
«Кукла наследника Тутти» была создана из латекса, синтетики и папье-маше замечательной художницей Валентиной Васильевной Малахиевой в 60-е годы прошлого века для фильма «Три толстяка».
Восхитительная красавица в бальном платье, с огромным бантом и локонами стала любимицей всех девочек советской страны. После съемок кукла хранилась в музее Киностудии «Ленфильм», а в середине 90-х годов была выставлена на продажу на одном из аукционов и приобретена известным коллекционером антикварных кукол — Юлией Вишневской.
Когда, с появлением идентичной куклы, встал вопрос о подлинности, Валентиной Малахиевой была проведена авторская экспертиза, давшая неожиданный результат: обе куклы являются копиями с включением подлинных деталей. Художница собрала воедино оригинальные детали и восстановила авторскую «Куклу наследника Тутти».
Именно она стала жемчужиной коллекции Юлии Вишневской и постоянно экспонируется в Музее Уникальных Кукол.
«Плакса»
Одна из самых известных кукол в Кукольной Галерее Вахтановъ Ирины Мызиной — фарфоровая «Плакса» американской художницы Люси Дейл (Lucy Daale). Впервые она появилась в Галерее на II Международной выставке художественных кукол и медведей Тедди в 1998 году и сразу же завоевала сердца публики своим грустным личиком, заклеенной пластырем коленкой и слезинками, катящимися по пухлым щечкам.
«Плакса» — тиражная кукла, поэтому она может иметь самый разный облик, от очаровательной блондинки в бархатном или шелковом платьице с ворохом нижних юбок в кружевных оборках до рыжеволосой девчонки-сорванца в ковбойском костюмчике с бахромой. Но всегда это маленький обиженный ребенок, глядя на которого, любой взрослый испытывает непреодолимое желание пожалеть его и утешить. Сотрудники Галереи с удовольствием придумывают для каждой новой «Плаксы» свою собственную историю, благодаря которой кукла словно бы оживает и становится для купившего ее коллекционера членом семьи
«Талисман»
В апреле 2006 года в Центральном Доме Художника на Крымском валу прошел традиционный праздник журнала «Кукольный мастер» — «КуМа — 2006. Творческие посиделки». На нем издателю журнала Светлане Воскресенской был преподнесен в подарок авторский медведь, сделанный руками известной московской художницы-теддистки Татьяны Григорьевой.
Своих медведей Татьяна Григорьева создает по собственной уникальной технологии из самых обыкновенных газет, но в строгом соответствии с технологическими канонами коллекционного медведя. В 2004 году газетный медведь «Сашик» произвел сенсацию на выставке «Teddybear Total» в Мюнстере и был немедленно куплен коллекционером необычных медведей.
Трогательная медведица в длинном платье с пышным бантом на голове, подаренная Светлане Воскресенской, выполнена из страниц журнала «Кукольный мастер», на ней даже можно прочитать несколько интересных заголовков, небольшие фрагменты статей и увидеть ряд фотографий кукол и известных российских художников.
Медведица так очаровала Светлану Воскресенскую, что немедленно была провозглашена «Мишкой-талисманом журнала «Кукольный мастер».
В рамках «Moscow Fair 2008» открывается постоянный выставочный проект «Моя любимая игрушка».
Звезды политики, бизнеса и шоу-бизнеса расскажут о любимой игрушке своего детства. Отдельные игрушки будут выставлены в специальной экспозиции.
Анфиса ЧЕХОВА — телеведущая:
У меня всегда было много игрушек с разными историями. Но ничего не сохранилось: совсем недавно всех подаренных мне мишек я собрала в багажники и отдала в детский дом — у меня их накопилось столько, что я, переезжая из квартиры в квартиру, не могла их с собой перевозить. К тому же я предпочитаю от вещей, связанных с воспоминаниями о ком-то или о чем-то, избавляться. Теперь на моем диване лежит игрушка, которую мне подарили на каком-то мероприятии, рядом с ней — игрушка, которую я купила сама, и еще 3 мишки, одного из которых я умыкнула случайно у своих модельеров, второго — просто купила, а третью мне подарил молодой человек.
Я расскажу о кукле-Вуду, которую мне подарили недавно, месяц назад, мои друзья, — она вся в иглах! Она называется Нью-хазбент, типа, новый муж — они очень хотят, чтобы я поскорей вышла замуж, и поэтому подарили мне ее. Они купили ее в магазине «Мон амур» — это такой элитный секс-шоп, точнее, магазин интимных подарков. Особенность этой куклы в том, что у нее на всех частях тела написаны пожелания на английском языке: «Сделай мне шоппинг», «Скажи мне ласковые слова» еще что-то и еще что-то, и иголки к ней прилагаются. Мол, если тыкать ими в эти вот места и загадывать определенного мужчину, то кукла исполнит твои желания. Теперь, когда приходят гости, эта кукла оказывается истыканной в разных местах, каждый начинает пользоваться ею по своему усмотрению, а я потом вытаскиваю иголки из разных мест и складываю их обратно на сердце, где их место.
АВРОРА — телеведущая:
Розовая пантера — единственная игрушка, которую я купила себе сама лет 10 назад (подошла к латку, где продавались игрушки, — и купила), и она стала моей самой-самой любимой. Она большого размера — где-то полметра, я назвала ее Башкан, потому что у нее большая голова преимущественно за счет большого носа. Один мой приятель просто так называл всегда людей, у которых большие головы, он называл их Башканами.
Все мои друзья его естественно знают, много раз видели — Башкан присутствовал на всех домашних вечеринках. Однажды на одной из таких вечеринок Башкану даже кто-то умудрился сигаретой, значит, продырявить ножку. Пришлось Башкана зашивать — делать ему срочную операцию.
Вот. Башкан ездит со мной во все, во все поездки, во все, во все страны, плавал во всех морях и океанах, везде загорал, вследствие чего стал уже, конечно, не таким розовым, как был вначале, а уже чуть подвыцветшим. Самая смешная история, которая произошла с Башканом в поездке случилась 4 года назад, когда мы поехали в Эмираты на Новый год с мужем Алексеем. И когда мы приехали в Дубаи, выяснилось, что наш багаж, чемодан, потерялся — его просто нету (со мной это случилось в первый раз тогда)! И мы пошли в полицию, я была такая расстроенная, и полицейский, помню, спросил меня: «Что у вас было в чемодане?» Я так смотрю на него и говорю: «Розовая пантера». Он строго и удивленно посмотрел на меня — мол: ясно, остальное уже не так важно. Но на следующий день чемодан вернули. Вместе с Башканом. Сейчас он проводит много времени в детской комнате в квартире и живет среди других игрушек моей дочери Авроры.
Даша СУББОТИНА — телеведущая:
У меня есть белая с черным пятном очень смешливая веселая корова, у которой в лапах на животе живет маленькая другая корова, теленочек такой маленький, крошечный. Это одна из игрушек, которые мне начали дарить мои зрители! Тут могу начать рассуждать о том, как воплощаются наши мечты – совсем не так, как мы думаем….
Я в детстве мечтала о двух профессиях: стать либо балериной. Либо фигуристкой. Активно пыталась изображать пируэты на льду: в связи с моим большим детским весом в балете меня не ждали, но вот эти атрибуты любых выступлений — либо на сцене, либо на льду — игрушки, которыми закидывают всех артисты, это единственное, что мне досталось от моей мечты. Вот она таким образом воплотилась, и эта корова была одной из первых, если не первой игрушкой, которая была мне подарена зрителями.
И потом их стало приходить уже огромное количество — гигантских совершенно. Причем многие из них, я понимаю, не покупные, а оторванные от сердца — second hand, что еще ценнее. Потому что они жили в чьем-то доме и потом приехали с посылкой ко мне. И одну из них — корову — я вам передам. У нее тоже есть история, ее люди для себя купили, и потом им захотелось подарить ее мне как приятный подарок. Я ее уже перевезла к себе домой, раньше она стояла в той квартире, где я раньше жила с мамой.
У нас там есть такая полка (вот я сейчас на нее смотрю), на которую мы ставим смешных каких-то персонажей — непонятных дедов морозов, аист там какой-то. Маска венецианская, там-там, приспособления для питья чая мате — в общем все подряд. Вот среди них есть несколько игрушек, которые мне дарили зрители. Поскольку у вас выставка о куклах, расскажу вот что: я вообще в детстве не играла в куклы.
Я хотела только Барби, а Барби мне не покупали, потому что невозможно было достать ее. Поэтому одна единственная кукла Лиза, которая в детстве была все же мне куплена, перешла к моей бабушке. Моя бабушка портниха, и она ее сейчас обшивает. Знаете, многие люди в возрасте впадают в детство и с куклами обращаются так же, как и мы в детстве. Поэтому я не могу оторвать от сердца бабушки ее любимую куклу.
Юрий ГРЫМОВ — режиссер:
Даже не знаю, как эта штука попала в нашу семью… Это точная копия вещи — машинного механизма в виде двигателя или сцепления - 30-х годов 20 века из музея в Германии. Такая железная штука, у которой загораются лампочки, тормоза, фары и т.д. Такая живая вещь — мне очень нравятся фактурные вещи и настоящие, — а это настоящее дерево, настоящее железо, все очень смачно.
Мне всегда нравилось переключать скорости, крутить колеса, руль и т.д. Она стояла у нас в квартире, и я, помню, все время пытался сломать ее… Я вообще играл в детстве только в машинки, - может, потому что мой отец работал на заводе АЗЛК, и все мое детство было связано с машинами. А сейчас я люблю вещи пожившие, более старые, живые. Поэтому эту штуку я очень ценю.
Сергей ЗВЕРЕВ — стилист:
Эта кукла создавалась как моя точная маленькая копия: с меня самого снимали слепки, затем полученные «данные» обрабатывались на компьютере, и в итоге получилась замечательная кукла по имени Сергей Зверев. Поскольку все детские куклы-мальчики — Кен, например, — выпускаются без волос, то моя копия, чтобы тоже отличаться от всех остальных, была выпущена с волосами, выкрашенными в блонд. Потому что тогда у меня была именно такая прическа… Девочки могут куклу подстричь, тем самым легко изменить мне имидж. Хочу сказать, что кукла Сергея Зверева разошлась колоссальным тиражом!
Маша МАЛИНОВСКАЯ — телеведущая:
Эту игрушку мне подарил мой директор Игорь на последний День Святого Валентина. Я называю ее Барбаруся, всем советую посмотреть чудный мультфильм «Лёлик и Барбарики». Обычно все игрушки и сувениры я отдаю своим племянника, а эту решила оставить, потому что она такая смешная: с большой мохнатой головой, большими ногами. А самое главное, что Барбаруся сразу понравилась не только мне, но и моей собачке, так что теперь у моего той-терьерчика Хаммера есть подружка — Барбаруся. Хаммер все время таскает ее с собой, он не может без нее, а я без них! Так что, спасибо Игорю, за такой чудный подарок.
Тимур РОДРИГЕЗ — резидент «Камеди клаб», телеведущий:
Эту игрушку я не могу назвать любимой, потому что большая часть моих игрушек осталась в городе Пенза, где я родился и долгое время жил. Сейчас, может быть, страшно об этом говорить, но у меня даже был любимый заяц — Степашка, с которым я спал! Ну а этого лягушонка мне подарили на одном из концертов, когда мы ездили с гастролями «Камеди клаба». Игрушка интересна тем, что в свое время, когда я только начинал свою карьеру в шоу-бизнесе, я перепробовал огромное количество профессий, в том числе, был DJ-еем и играл в одном из ночных клубов под псевдонимом DJ-KERMIT. Был такой лягушонок в «Маппет-шоу», и эта игрушка чем-то похожа на того самого Кермита. У него очень смешная физиономия, и, в зависимости от того, поднимаются или опускаются ее веки, меняется само выражение лица — это очень смешно! А самое интересное — то, что под одним из век я обнаружил записку с телефоном и именем девушки, которая мне его подарила. Правда, я не перезвонил.
Алена СВИРИДОВА — певица:
Это первая кукла, которая появилась у меня после того, как я рассталась с куклами в детстве. А в детстве я играла в куклы, шила им все — начиная от обуви и закончивая палатками и рюкзаками. У меня их было не очень много, если не сказать мало, но любила я кукол страстно. А потом пораздавала их соседским детям… А вот эту я купила ее на Канарских островах в 1994-ом году. Она меня поразила невероятным выражением лица. То есть внешне она даже, можно сказать, как некоторые говорят, уродлива. Но я этого не вижу: у нее выражение настолько беззащитное и трогательное… На мой взгляд, она похожа на маленькую девочку-сиротку, которая несмотря ни на что видит, что жизнь прекрасна.
В этом контраст с ее внешностью — она в действительности не такая, как внешне. И вот такое выражение лица, как у нее, я не встречала ни у одной куклы! Хотя она стоила всего 50$ — не сравнить с авторскими куклами, которые стоят по нескольку тысяч. Но она у меня самая любимая, реально — такая живая, одухотворенная. Я ее никуда с собой не вожу. Она у меня дома возле кровати сидит, я даже с ней иногда сплю. Все куклы, которые я покупала после нее — их у меня уже штук 5, — не трогают меня настолько. Ни к одной из них я не отношусь так, как к ней. Я назвала ее Беба. Могу сказать, что мужчин она пугает…
Пелагея — певица:
У меня есть любимый плюшевый кот — Мужик. Больше того: у меня их несколько. Мой первый Мужик появился несколько лет назад. Я купила его сама себе и стала возить на гастроли с собой. Это моя такая игрушка-талисман. И однажды я оставила моего Мужика в Лондоне в Дьюти фри… И потом купила уже другой вариант Мужика. Потом мои друзья прознали об этой моей любви и стали мне дарить мужиков разных размеров. Так у меня появился кот-рюкзак, с которым я езжу на гастроли. Большой плюшевый мужик, который стоит у меня в комнате и которого я тоже иногда таскаю с собой. И мужик поменьше, с которым я сплю. Только верните мне его, а то он же действительно любимый.
Источник | |
10.09.08 Просмотров: 7056 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |