История ткани
"Прогулка в снежный день" Риты Чернышёвой
Римляне называли жителей Китая "серами", т.е. мастерами шелка. По установившемуся мнению, производство шелка в Китае восходит к III тысячелетию до н.э., а поскольку все операции в этом ремесле выполняются женщинами, то и изобретение шелка тоже приписывается женщине по имени Лэйцзы, первой наложнице императора Хуанди. Впрочем, этот император жил в столь отдаленные времена, что само его существование можно считать легендарным. По всей вероятности, шелк появился уже в эпоху неолита. Так или иначе, в Аньяне были обнаружены фрагменты шелковых тканей, в которые были завернуты бронзовые изделия периода Шан, относящиеся ко второй половине II тысячелетия. За огромный период времени китайцы далеко опередили все другие народы как в разведении шелковичных червей, так и во всех других процессах производства шелка вплоть до продажи тканей.
От эпохи Воюющих Царств сохранились шелка с геометрическим орнаментом, найденные при раскопках в Чанша, и богатая парча из других раскопок. При Ханях производство шелка достигло такого размаха, что мы обнаруживаем его образцы далеко за пределами Китая - в захоронениях Ноин-Ула (Монголия), в Лоулани (Центральная Азия), в Пальмире (Сирия), иниче говоря, примерно в начале, в середине, и в конце Великого Шелкового Пути. Находки доказывают существование уже в ту эпоху различных видов тканей и многообразной и развитой текстильной техники, производившей узорчатый шелк "дама", муар, пике, газ, ковровую ткань - "кэсы", вышивки по шелку. Мотивы узоров характерны для Китая: перекрещивающиеся ромбы, сетка, полосы стилизованных облаков, животные, тао-тё, драконы и другие фантастические чудовища. Встречаются мотивы, ветки с листьями. За исключением дама и газа, ткани всегда многоцветны и отличаются сочными красками. При раскопках в Маьфэне (Синцзян) были обнаружены ханьские зеленые шелковые ткани, вышитые полихромным растительным и звериным узором.
Таким образом, китайцы сильно опередили западные страны, которые готовы были покупать их продукцию на вес золота, ибо между товаром и покупателем стояло много посредников, что удорожало его стоимость. Из сочинений греческого географа Дионисия Перигета, возможно, современника римского императора Адриана, мы узнаем, как высоко ценили римляне китайские шелка: "Серы создают драгоценные одежды из узорчатых тканей, чьи краски подобны полевым цветам, а тонкость соперничает с паутиной." Добавим, что китайцы прекрасно перерабатывали и шерсть. Доказательством служит женская домашняя туфля из желтовато-белой ковровой шерстяной ткани, верх ее выткан многоцветными геометрическими узорами (находка Стейна в Астане, Центральная Азия).
Последующаяэпоха малоизвестна, хотя она вовсе не была менее продуктивной. Так, например, мы знаем, что в период Вэй император Мин-ди послал в дар японской императрице пять рулонов парчи с драконами, вытканными на малиновом фоне.
Танское время среди других своих достижений блистает и шелкоткацким искусством. От него сохранились различные образцы: экраны с растительным орнаментом,выполненным разновидностью батиковой набивки (Япония, сокровищница Сёсоин), кусок шелка-броше с яркими цветами и вышитое знамя с буддийскими мотивами (Лондон, Британский музей), фрагмент набивного шелка с рисункм, изображающим единорога цилинь (Гарвард, Музей Фогг). На одном из образцов, привезенных Пеллио из Дуньхуана, выткано изображение молодой женщины, стоящей на ковре. Недавние китайские раскопки в Астане (Синьцзян) обнаружили кусок парчи, вытканной синим, зеленым и красным по желто-оранжевому фону: в круглом медальоне изображены симметричные пары животных: такой мотив говорит о сасанидском влиянии и подтверждает гипотезы, выдвинутые в связи с более ранними находками.
Со времени периода Мин сохранились шелковые ковровые панно "кэсы", найденные в Центральной Азии и находящиеся в Британском музее и Берлинских музеях. Кэсы выполнялись техникой, близкой европейским шпалерам, и существовали уже при Ханях. Они поражают своей изощренностью: если самые тонкие шпалеры насчитывают 22 уточные нити на один сантиметр, то в кэсы это число могло доходить до 116. Кэсы продолжали производиться и при последующих династиях.
В суньский и юаньский периоды продолжается активный вывоз шелка и в Японию, и на Ближний Восток, и на Запад. Описывая китайские города, Марко Поло не устает повторять: "Повсюду большое изобилие шелков". От династии Юань сохранились ткани, декорированные иероглифами; они были обнаружены в Фустате близ Каира и в Асьюте. В 1304г. папа Бенедикт ХI был похоронен в Перудже в Далматике из золотой парчи с вытканными гирляндами лотосов. По-видимому, это самая древняя китайская ткань, попавшая в Европу.
История ткани - Япония
Искусство ткачества было известно японцам еще в период Яёи, когда обрабатывались только лен и конопля. Примерно около 200г. японцы через посредство Кореи познакомились с китайскими шелками, и, что ещё более важно, к ним переселились мастера, передавшие им тайны ремесла. Этим объясняется тот факт, что уже первые японские ткани оказались высокого качества. До нас не дошли образцы созданные раньше 622г., к которому относится исполненный по повелению принцессы Суйко вышитый стяг с картиной возрождения её супруга принца Сетоку в буддийском раю. Этот стяг, переданный в монастырь Тюгудзи близ нара, выполнен с большой тщательностью и сохранил все свои краски. От периода Асука уцелели фрагменты парчи и узорчатого шелка, находящиеся в храме Хорюдзи.
Сёсоин располагает значительным собранием образцов текстиля периода Нара. Их высокое качество свидетельствует не только о существовавшей тогда выделке прекрасной парчи и шпалерной ткани, но и о овладении техникой набивки, батика и нанесения рисунка по трафарету уже с VIII в. Набивка осуществлялась печатанием с покрытой краской доски, на которой выгравирован рисунок. Используются мотивы животных - по одному или симметричными парами; последний мотив свидетельствует о сисанидском влиянии. Выделываются и другие ткани, как, например, парча с цветочным многолепестковым рисунком; узор образует ряды вертикальных лент из цветов с шестью лепестками, соединенных арабесками, среди которых порхают крохотные птички (Токио, Национальный музей). Наряду с этим продолжается изготовление вышитых буддийских стягов, некоторые из них имеют до пяти оттенков. Одежда этого периода разнообразна и богата; указ 701г. различает три типа одеяний: церемониальные костюмы для членов императорской семьи и придворных, обычные придворные костюмы для знати, и одежда для чиновников.
В период Хэйан в 904г. правительство издало указ, имевший целью стимулировать развитие текстильного искусства; в соответствии с ним одежда из шелка и конопляной ткани принималась в уплату налогов. Развитие ткачества содействовало созданию более самостоятельного японского стиля. Основным типом одежды промтого народа стал предшествующий кимоно косодэ - довольно короткий халат с широкими рукавами. И придворное платье этого времени и носи - просторная мужская одежда с очень широкими рукавами, принятая у знати - уже не имела ничего общего с китайским костюмом соответствующей эпохи. В прославленном романе "Гэндзи-моноготари" дается описание носи героя: "Когда принц одевал летнее носи, а поверх него великолепную красную накидку, то, несмотря на его бледность и худобу, от него нельзя было оторвать взора".
Анри де Моран,
"История декоративно-прикладного искусства", Москва, "Искусство", 1982г.
06.12.08 5514
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |