Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  
Добавить материал
Главная Японией рожденный... » Китай.

СОКРОВИЩА МУЗЕЯ ГУГУН - экспонаты из пекинского императорского дворца.


"Пурпурный запретный город" - главный исторический комплекс Пекина. Он занимает площадь около 15 км2. Во дворце, названном пурпурным за красный цвет стен, жили императоры династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Дворец стал музеем после падения монархии. В государственном музее Гугун хранится более миллиона экспонатов.


В дворцовый комплекс входит беседка Ваньчуньтин - беседка Десяти тысяч весен.


Придворный художник изобразил императрицу Сяоичунь (1727-1775), передав присущее ей внутреннее достоинство. Парадное одеяние и резной трон свидетельствуют о величии императорского двора династии Цин.

Печать из светло-зеленого нефрита украшают драконы с опущенными головами. Табличка из слоновой кости, прикрепленная к печати с помощью шнура, определяет назначение печати: "Драгоценность для императорских рескриптов". XVII век.

Повседневная жизнь и официальные мероприятия императорского дворца подчинялись строгому ритуалу. В Запретном городе проходили официальные церемонии и решались повседневные вопросы, связанные с управлением страной.

Во дворце жила семья императора: его дети, жена, именовавшаяся императрицей, и более десяти наложниц различных рангов. Каждый император заботился о том, чтобы оставить после себя наследника. Случалось, что престол наследовал сын наложницы.


Парадные доспехи императора Канси (1662-1723).

Для пошива одеяний при дворе существовала специальная служба. Императорским цветом в Китае всегда считался желтый, из тканей этого цвета шили одежды императора и императрицы. Парадные платья императриц имели несколько иной оттенок. Одеяние императора, как "Истинного дракона, Сына неба", расшивали драконами. В музее Гугун хранится несколько десятков тысяч костюмов, принадлежавших императорам и императрицам династии Цин.

Туфли на высокой деревянной платформе, обтянутой белой льняной тканью. На передней части платформы кусочками разноцветного стекла выложен иероглиф чунь (весна). Туфли были изготовлены для императрицы в период правления императора Гуансюй (1875-1909).

Драконы украшают и императорский трон, деревянная основа которого покрыта золотым лаком. Символом власти была императорская печать. В древности печатей было очень много, но в 1746 году император сократил их число до 25 (сумма всех нечетных чисел от 1 до 9). В гадательной системе "Ицзин" ("Канон перемен") число 25 символизирует Небо. Каждая печать имела свое назначение и использовалась в зависимости от содержания документа. Печати были у императриц и у наложниц.

картина серии "Развлечения наложницы императора Юнчжэна", выполненная придворным художником по заказу императора. Картина написана водяными красками по шелку. Начало XVIII века.

В день рождения императора чиновники дарили ему наборы жезлов жуи (от 3 до 81), символизирующих исполнение желаний и успешные свершения. Жезлы помещали перед тронами императора и императрицы, а также в их опочивальне.

Китайские императоры ценили ученость, поэтому августейшие наследники приступали к обучению с раннего детства. В шесть лет сыновья императора читали династические истории, изучали стихосложение и поэзию, учили китайский, маньчжурский и монгольский языки. Ежедневно в любую погоду занятия начинались в шесть часов утра со стрельбы из лука.

Даже после восшествия на престол императоры должны были уделять значительное внимание занятиям наукой. Они изучали математику, астрономию, географию, фармакологию, анатомию, латынь, теорию музыки, европейскую философию и многие другие предметы.

Представители династии Цин интересовались западной культурой, привнесенной в придворную жизнь православными миссионерами.

В китайской традиции "четырьмя драгоценностями кабинета ученого" именовали кисть, тушь, бумагу и тушечницу (камень для растирания туши).

Золотая статуя Будды Амитаюса (Будда Бесконечной жизни). В руках у Будды сосуд бессмертия. Династия Цин (1644-1911).

Эстетический вкус воспитывали наполнявшие императорские покои произведения искусства. В Китае сложилась уникальная традиция обработки нефрита, поэтому при подборе предметов для императорской коллекции особое внимание уделялось нефритовым изделиям. Уже 5000 лет назад, в эпоху среднего и позднего неолита, обработка нефрита выделилась в особую отрасль. В эпохи Мин и Цин наблюдается особый расцвет техники обработки этого камня. На выставке можно увидеть печать из светло-зеленого нефрита, нефритовый диск би, украшенный орнаментом из шелковичных червей. Из белого нефрита безупречной чистоты выполнена украшенная причудливым орнаментом приземистая чаша (гуань). Удивительное искусство камнереза проявилось при изготовлении нефритовой вазы в форме кочана китайской капусты. Резьбой в виде цветов пиона украшена нефритовая курильница. В подражание древним бронзовым сосудам из светло-зеленого нефрита сделана плевательница, служившая убранством интерьера.

Многовековую историю имеет производство изделий из лака, появившееся в Китае 6000-7000 лет назад. Благодаря легкости, прочности, устойчивости к влажности и перепадам температуры, а также необыкновенной декоративности изделия из лака со временем вытеснили бронзу. На выставке можно увидеть красную лаковую шкатулку, украшенную резным орнаментом в виде цветов камелии, и настольный экран с изображением пейзажа.

Изделия из фарфора, украшенные росписью.

Предметом особой гордости жителей Китая на протяжении столетий оставался фарфор. Это великое изобретение китайской цивилизации непрерывно совершенствовалось и стало основой экспорта в страны Европы и Западной Азии, оно оказало значительное влияние на западное искусство. Фарфоровые вазы, представленные на выставке, созданы в императорских мастерских по заказу двора.

Металлический жертвенный сосуд в виде вола украшен выемчатой эмалью, золочением и гравировкой. XVIII век.

Интересны изделия, украшенные эмалями. В музее Гугун хранятся перегородчатые и расписные эмали. Техника перегородчатой эмали была заимствована из арабских стран примерно в середине XIII столетия. Расписную эмаль, воспринятую из Европы в XVIII веке, в Китае называли "иностранным фарфором". Сосуд в форме персика из расписной эмали на медной основе предназначался для мытья кистей. Ваза с "парчовым" орнаментом украшена перегородчатой эмалью.

Литой бронзовый сосуд с ручками в виде звериных голов; использовался для еды и в ритуальных целях (XI в. до н.э. - 771 г. до н.э.)

Автор: З. КОРОТКОВА. Фото И. Константинова.
Портал журнала "Наука и жизнь"

Категория: Китай. | Просмотров: 3324 | Добавил: Стеша | Рейтинг: 0.0/0


Рекламные материалы:

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:

Всего комментариев: 0
avatar