Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Добавить материал
Главная Японией рожденный... » Япония.

Японский военный антиквариат: перспективы для коллекционера




 В последние годы за рубежом среди коллекционеров милитарии коллекционирование японского военного фарфора и особенно чашечек для саке довольно распространено.
 
Командир разливает саке экипажу танка (фото из газеты Майнити синбун)
Наградные предметы были популярны среди коллекционеров всегда — интересующихся этой темой отошлем к книге О.Н. Розанова «Япония: история в наградах».

Выпуск предметов агитационно­военной тематики был прекращен после Второй мировой войны. Следовательно, возраст этих предметов составляет не менее 60 лет, а иногда и значительно превышает его. Коллекционирование деревянных и фарфоровых чашечек для саке привлекательно по многим причинам.

Хорошая сохранность. Если раньше наградные чашечки (да и обычные награды — ордена и медали) сохранялись в священном месте японского дома, рядом с алтарем, то теперь американизированное молодое поколение, не мучаясь угрызениями совести и страхом «потерять лицо», несет их в антикварные магазины. Именно из-за того, что эти чашечки и награды трепетно сохранялись в течение жизни нескольких поколений, связано их, как правило, хорошее состояние.

Уникальность. В большинстве случаев это вещи, созданные для владельца в одном экземпляре (за исключением наградных, которые создавались по однотипному дизайну). Каждый подобный предмет отражает индивидуальность владельца — имя, заказанные по личному выбору символы, номер части, где служил владелец чашки, надписи, по которым можно точно установить, в честь какого события создана чашка, иногда стихотворения и надписи патриотического содержания. Такая информация облегчает атрибуцию предмета.

Сложность подделки. Чашки для саке практически не подделывают, поэтому шанс заполучить в коллекцию подделку минимален. Доступная цена (варьируется в зависимости от степени редкости и сохранности чашки в пределах 25–100 долларов, тарелочки и подносы несколько дороже).

В этой статье мы рассмотрим несколько типов коллекционных предметов японской милитарии:
— вещи в стиле уруси (подносы и чашечки для саке), большинство которых относится к наградным предметам;
— индивидуальные чашечки для саке;
— «агитационный» фарфор военной тематики.

Наградные и памятные чаши. Поднос-обон. Япония, начало ХХ. Фарфор, золочение. Дерево, лак, техника уруси
Наградные и памятные чаши. Поднос-обон. Япония, начало ХХ. Фарфор, золочение. Дерево, лак, техника уруси

Несмотря на то, что по официальному статусу деревянные лакированные наградные чаши стоят ниже золотых и серебряных, деревянные чаши-уруси представляют особый интерес для коллекционеров. Наградные чаши уруси (на Западе говорят «уруши», но это неправильное произношение) стали достаточно широко использоваться после японо¬китайской войны 1894–1895 годов и Русско­японской войны 1904–1905 гг. Уруси в Японии называют как лаковое дерево (его латинское название Rhus vermiciflia), так и технику лаковой росписи, а также предметы, выполненные в этой техниике. Выпаренный сок редкого дерева уруси (а одно целое дерево дает его совсем немного) используется как основа для лака, которым покрывают деревянные заготовки. Для чаш используется дерево кэяки (дзельква пильчатая), которое характеризуется медленным ростом. Годовые кольца у него слабо выраженные и с примерно одинаковым расстоянием между ними. Вследствие этого у изделий из дзельквы поверхность однородная и хорошо подходит для лаковой росписи. Чурбачки из этого дерева сушат в течение нескольких лет и коптят дымом по специальной технологии. Это приводит к тому, что даже в течение многих лет изделия не деформируются и не трескаются.

В японской лаковой росписи использовались только несколько цветов: основной фон красный, иногда черный, надписи или рисунок выполнены золотом. Золото использовалось в виде тонкой золотой фольги, которой заполнялись выгравированные на поверхности чаши желобки (такая техника носила название «чинкин» и пришла из Китая) или в виде краски на основе золотого порошка — тогда некоторые детали рисунка, например, императорская хризантема, слегка возвышаются над поверхностью.

Иногда крупные рисунки выполнялись в несколько приемов, после высыхания предыдущего слоя краски, что позволяло получить определенную «объемность» рисунков. Другие краски использовались ограниченно и только для отделки деталей, что придавало изделиям строгий классический вид. Таким образом, изготовление предметов в стиле уруси — это непростой, долгий и кропотливый процесс, недаром с давних пор эти предметы ценятся и используются как наградные.

Отдельно следует сказать о специальных памятных подносах — «обон», выполненных в технике уруси. Подносы имели вполне утилитарное назначение — на них ставили чашечки с саке. По надписям на обоне можно определить, кому и когда они принадлежали, в честь какого события военнослужащий получил их в качестве памятного подарка.

На фото показан обон, принадлежавший Сузуки Тойокичи с броненосного крейсера 1 ранга Якумо. Крейсер участвовал в боях против Порт­Артурской эскадры и позже в Цусимском бою. Следует отметить, что такие предметы, связанные с историческими событиями, сражениями, кораблями, особенно ценятся коллекционерами.

Если на памятных предметах­уруси изображались цветы сакуры, армейские звезды и флаги, то рисунок официальных чаш был более строгий. Как правило, на них не изображалось ничего, кроме императорских символов — цветов хризантемы и паулонии, о которых следует рассказать отдельно. Хризантема с 16 лепестками («императорская хризантема») могла изображаться только на правительственных наградах. Другое количество лепестков хризантемы могло быть на чашах, преподносимых герою, например, от жителей его деревни. Паулония — это европейское название, данное священному японскому дереву кири голландским ботаником в честь дочери российского императора Павла I — Анны Павловны, ставшей королевой Нидерландов. В Японии цветки и листья кири также являются императорскими символами, они часто изображаются на подносах и чашках, используются в дизайне наиболее популярной японской награды — Ордена Восходящего Солнца. На фотографии представлены серебряные наградные чаши для саке с императорской хризантемой, являвшиеся официальными наградами, а рядом набор памятных чаш­уруси, преподнесенных герою русско¬японской войны жителями родной деревни. На этих чашах изображена хризантема с 12 лепестками и паулония. Более крупное изображение паулонии можно увидеть на официальной наградной чаше для саке (крайняя справа, под знаком Ордена Восходящего Солнца). На заднем плане — обон черного лака с боевым знаменем и надписью «На память о службе в 70 полку».

Наиболее полно можно атрибутировать фарфоровые чашечки для саке, которые использовались в повседневной армейской жизни, в отличие от наградных и памятных чаш для саке, описанных выше. Такие чашечки для саке всегда и везде были вместе с японскими солдатами и офицерами, поэтому их сохранность обычно хуже, чем памятных и наградных чаш. Саке — это не просто алкогольный напиток, а часть японской военной атрибутики и военных ритуалов.

Повышению интереса к саке в частности способствовал интерес к японской культуре вообще. Посмотрите, сколько в Москве суши-баров (правильнее — суси, но суши в Москве — это отдельное кулинарное «произведение», как правило, не имеющее отношения к суси — традиционной японской закуске). Если суси — это не только закуска в традиционном для нашей культуры понимании, то саке — это тоже не только алкогольный напиток. У нас иногда саке называют рисовым вином или водкой; существует предубеждение, что саке пьют подогретым, что саке перед вылетом пили исключительно камикадзе и тому подобное.

Саке не является рисовой водкой, этот напиток — нечто среднее между пивом и крепким вином. Саке делают из ферментированных особым способом специальных сортов риса (этот рис не идет в пищу, а выращивается только для изготовления саке). Вода используется тоже специальная. Саке не всегда пьют подогретым — его подогревают только в холодную погоду, а летом часто пьют охлажденным.

Многие военнослужащие заказывали личные чашки для саке (но они были далеко не у всех солдат — на фотографии танкисты собираются пить саке из кружек и крышек котелков). Такие фарфоровые чашки выполнялись по индивидуальнму заказу, и, как правило, на них есть имя владельца и номер его воинской части. Сюжеты достаточно стандартные: боевые флаги, армейские звезды, цветки сакуры, хризантемы и паулонии.

Часто изображали японскую вишню — сакуру, цветы которой издавна считаются символом самурайского духа. Возможно, с этим связано то, что чашки с изображением цветка сакуры часто предлагают неопытным коллекционерам как особые чашки, из которых пили саке исключительно камикадзе.

Мы уже говорили о том, что саке — это не просто алкогольный напиток, а часть японской военной культуры, и его употребление включается в военные ритуалы. Одним из них был глоток саке перед последним вылетом. Однако пилоты-камикадзе, украшавшие себя цветами сакуры, пили саке они из самых разнообразных чашек, а не из приготовленных специально для этого случая.

Существуют чашки с цветком сакуры, но с надписями, из которых следует, что они изготовлены гораздо раньше, когда никому в голову еще не приходила идея о пилотах­смертниках. Поэтому не стоит верить тем, кто предлагает «чашки камикадзе», с сакурой ли, рисунком самолета или надписью о «священном ветре» (именно так переводится с японского слово «камикадзе»).

Что касается надписей, то они выполнены использовавшейся до 1946 г азбукой канжи и читаются наоборот — по сравнению с принятой в настоящее время японской письменностью. Это еще одна причина, по которой чашки с надписями трудно подделать. Особенно если надпись стихотворная — не все японцы сейчас знакомы с этим письмом. На одной из 3 чашек времен русско-японской войны, принадлежавших военнослужащим 57 и 27 пехотных полков, стихотворение. «Я закончил военную службу императору, и собираюсь вернуться домой, чтобы наслаждаться цветами в своем саду».

Реже встречаются чашки с более интересными сюжетами — изображениями военнослужащих, танков, орудий. Иногда такие изображения могут быть интересны с точки зрения реконструкции военного снаряжения, характерного для определенного времени. Пример — две чашки периода японо-китайской войны 1937–1945 годов (или китайского инцидента 1937 г.), где изображен японский пехотинец на Великой Китайской стене. Часто чашечки для саке делали в виде шлема, а основанием чашки служили рельефные изображения снарядов, цветка сакуры или хризантемы.

Чашки, принадлежавшие морякам и летчикам, встречаются нечасто. Они ценятся дороже, поскольку моряков и летчиков было меньше по сравнению с военнослужащими сухопутных войск, да и часть этих чашек покоится вместе с их владельцами на дне морском...

Справедливости ради следует сказать, что авиации как рода войск в Японии не было — были армия и флот, каждые из которых имели свою авиацию. Еще более интересны чашки, на которых есть название конкретного корабля (почему-то они редко встречаются: может быть, запрещалось писать одновременно имя военнослужащего и название корабля?). Тем не менее, представленная чашка принадлежала моряку Ватанабе Такаичи (нижние иероглифы) с броненосного крейсера Азума (верхний ряд иероглифов) — этот крейсер активно участвовал в русско-японской войне, в том числе и в Цусимском сражении.
 
Источник: Антик.Инфо #59 (декабрь 2007)
Автор: Иван Подшивалов
    26.08.08 11676 antikvarius 
Оцените материал: 5.0/2
Япония.

На правах рекламы:



Похожие материалы:



Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Вальтер • 06:14, 01.04.11
Здравствуйте.
У меня в наличии имеется коллекция оригинальных фотографий японского быта эпохи Мэиджи, работы Адольфо Фарсари. Состояние коллекции хорошее. Так же имеется коллекция каллиграфии, в том числе и на золоченой бумаге, коллекция марок: театры Кабуки, Гагаку, Бунраку и Но, марки сумо, большая коллекция гравюры Укиё-э.
Готов выслушать любые предложеения.
С Уважением, Вальтер.
smertbritkinu.ya.ru
avatar