Главная Клуб Темы Клуба
Живопись
Экономический кризис — самое удачное время для инвестиций в искусство
Так считает итальянский художник и арт-консультант Гаспаре МАНОС.
Гаспаре Манос — член иностранного жюри выставки «Осенний салон с Белгазпромбанком», которое определит победителей среди молодых белорусских художников — участников проекта. Эксперт рассказал «БР», какое искусство сегодня наиболее востребовано и что нужно делать, чтобы частная коллекция начала приносить прибыль.
— Гаспаре, какова ситуация на мировом арт-рынке? Какие художники пользуются спросом?
— По некоторым оценкам, объем мирового арт-рынка составляет 15 млрд долларов. Основная его доля приходится на Китай — 37 %, затем идут США (32 %) и Великобритания (19 %). В тренде творчество Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо. Стоимость работ Пикассо порой доходит до нескольких сотен миллионов долларов. Например, его картина «Алжирские женщины», написанная в 1955 году, три месяца назад была продана за рекордные 175 млн долларов.
— На кого из современных художников, чьи работы сейчас в цене, вы посоветовали бы обратить внимание?
— Я бы посоветовал коллекционерам и инвесторам в искусство присмотреться к картинам вашего земляка — Хаима Сутина. Цены на его работы будут расти в геометрической прогрессии и в скором времени будут исчисляться десятками миллионов долларов.
Сегодня востребованы картины представителей послевоенной Лондонской школы: Фрэнка Ауэрбаха, Фрэнсиса Бэкона и мастера психологического портрета Люсиана Фрейда. У них весьма специфическая для восприятия живопись, она очень ценится на рынке.
Кроме того, европейские галеристы сейчас охотятся за работами таких представителей современного искусства, как немец Герхард Рихтер, итальянец Доменико Паладино и британец Аниш Капур.
— Раньше работы этих авторов стоили гроши, а теперь миллионы долларов. Что влияет на цену арт-объектов?
— Свою роль играет множество факторов: политическая обстановка в мире, настроения в обществе, состояние экономики. Недавно обвалился фондовый рынок Китая, а ведь в этой стране находится самый крупный в мире рынок искусства. Все эти факторы в глобальном масштабе постоянно корректируют цену на произведения искусства.
— Коллекционирование картин действительно считается бизнесом или это все-таки хобби для состоятельных людей?
— На этот вопрос нет однозначного ответа, потому что существуют два типа коллекционеров. К первым относятся люди, которые страстно увлечены творчеством конкретного художника или отдельным направлением живописи, они не ставят себе цели заработать на картинах. Ко вторым — спекулирующие коллекционеры, которые отслеживают, какие художники сейчас в цене, постоянно покупают и продают работы в зависимости от складывающейся ситуации на рынке. Они больше похожи на арт-дилеров.
— Тогда что нужно делать, чтобы личная коллекция приносила доход?
— Сначала необходимо свести к минимуму риски, чтобы со временем вложенные средства не испарились. Для этого нужно инвестировать в разные виды искусства. Это чем-то напоминает игру на фондовой бирже: сегодня наибольшую маржу приносят одни ценные бумаги, завтра — другие. Нельзя класть все яйца в одну корзину. Часть бюджета я рекомендовал бы потратить на классическую живопись, цены на которую растут очень медленно, то есть на долгосрочную перспективу. Остальные средства можно вложить в модернистское искусство. Сегодня оно постоянно растет в цене.
Белорусам надо инвестировать в своих самых известных художников — представителей Парижской школы: Шагала, Сутина, Кикоина и др. Их имена вписаны золотыми буквами в мировую историю искусства, и их работы вряд ли когда-нибудь обесценятся.
Если вы хотите заняться коллекционированием на серьезном уровне, то лучше съездить за границу и посетить европейские арт-ярмарки, где дилеры предлагают работы всех уровней — от доступного до самого дорогого.
— В чем секрет коммерчески успешного коллекционера?
— Любая успешная коллекция — заслуга человека, который ею занимался. Коллекционер должен знать историю искусств, разбираться в живописи, ориентироваться в трендах глобального рынка и политической ситуации, потому что в коммерческом плане удача для коллекционера или художника — это скорее дело случая, нежели закономерность.
— Считается, что искусство нельзя воспринимать как инвестицию. Насколько это справедливо?
— Я с этим не согласен. Мне кажется, искусство — хорошая инвестиция. Спонсируя современных художников, вы выполняете функцию социальной ответственности перед обществом и отдельным автором. При этом меценату помогает государство, которое снижает бремя его налоговой ответственности. Беларусь к этому еще не пришла, но, уверен, придет обязательно.
— Удачное ли сейчас время для инвестирования в искусство? Все-таки на дворе экономический кризис…
— Исторически так сложилось, что лучшие коллекции собирались во времена глобальных кризисов и войн. Сейчас настала пора искать и находить неизвестных художников, ведь скоро их работы только выиграют в цене.
— Стоит ли заниматься коллекционированием без большого капитала?
— Самые большие и знаменитые коллекции в мире собирали коллекционеры, у которых на начальном этапе практически не было средств. Для удачного старта может хватить и 100, и 1000 евро. По сути, дело не в деньгах, а в том, насколько ты хорош как коллекционер.
На «Осеннем салоне» тоже представлены потенциально успешные художники, с поставленной рукой, работы которых продаются по разумным ценам. Приходите и покупайте эти произведения, вкладывайтесь в современных художников!
— Чего не хватает Беларуси, чтобы местный арт-рынок заработал по-настоящему и эксперты и арт-дилеры начали зарабатывать?
— Это вопрос в первую очередь институциональный: у вас очень мало частных галерей. Их недостаточно для формирования полноценной системы взаимодействия художника и покупателя.
— Кто может повлиять на этот процесс: государство или частник?
— Должен быть обоюдный интерес. В искусство должны инвестировать и государство, и частный бизнес. Об этом нужно писать, это нужно обсуждать.
Источник | |
|
08.11.15 Просмотров: 3263 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |