В корпусе Бенуа Русского музея выставка "Гимн труду".
На ней представлено более двухсот произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, посвященных трудовым подвигам советского народа.
Так вдохновенно изображать труд, как это делали советские художники, сегодня можно только в шутку. И накануне индустриализации, и в годы первой пятилетки, и позднее, в брежневские годы, производственная тема была одной из самых пафосных в советском искусстве. Портреты ударников, индустриальные пейзажи и зарисовки трудовых будней в Союзе художников штамповались сотнями. Заводы, заказывая монументальные произведения, не скупились на деньги. Правда, позднее, в послеперестроечные годы, индустриальное искусство интересовало разве что эксцентричных коллекционеров. Но не так давно соцреализм, а с ним и образы трудового энтузиазма поднялись в цене. Теперь эту плохую, зачастую неповторимо плохую живопись принято ценить за разные оттенки китча и примитива, отличая зрелого Дормидонтова от раннего Рождественского.
Сталевары перед мартеновской печью, промышленные гиганты, сулящие светлое будущее молодой советской республике, и сцены трудового порыва представлены в залах корпуса Бенуа как экзотический раритет. Кураторы экспозиции подчеркивают не карикатурность этого искусства, но его уникальность и эксцентричность, в очередной раз пытаясь привить зрителю пиетет к советской эпохе. На осенней ретроспективе Веры Мухиной нас убеждали в том, что соцреалистический колосс "Рабочий и колхозница" лишь поверхностно связан с политической жизнью середины тридцатых, будучи характерным образцом стиля ар-деко. Недавняя выставка Петра Кончаловского представляла гения советской номенклатуры последовательным авангардистом. На этот раз нас хотят приобщить к энтузиазму стахановцев. Картины с шахтами Донбасса, цехами завода "Серп и молот" и нефтяными вышками Каспия призывают нас проникнуться счастьем труда со всеми сообща. Эффектное производственное искусство создает фон, вне которого невозможно представить творчество советских художников первого ряда: Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова или Владимира Лебедева. Помимо картин и скульптур в корпусе Бенуа можно увидеть конструктивистские плакаты-коллажи, созданные в годы первой пятилетки Густавом Клуцисом, Александром Дейнекой и Петром Покаржевским. Тех, кто любит дизайн в индустриальном стиле, заинтересует посуда, расписанная на производственные сюжеты. Чайник с рабочим, налегающим на отбойный молоток, эффектно смотрится рядом с кружкой, на которой изображена линия высоковольтной передачи. К этому воспевающему трудовой порыв сервизу подошла бы скатерть, на которой вышиты турбины и токарные станки: образцы "индустриального" текстиля демонстрируются в соседней витрине. На выставке есть также шахматы, оформленные в том же стиле. Самые экзотичные экспонаты из запасников ГРМ — пролеткультовские стенды, на которых лодыри, саботирующие соцстроительство, подвергаются суровой проработке.
Экспозиция представляет производственное искусство разных периодов советской истории как нечто цельное, хотя разница между двадцатыми и шестидесятыми есть, и существенная. Истоки производственной эстетики нам рекомендуют искать в тенденциях дореволюционного искусства, например в футуристских промышленных пейзажах Натальи Гончаровой и Александра Шевченко. Остается, однако, загадкой, как из этих экспериментов с плоскостью холста вышло столько произведений реализма и неоэкспрессионизма. Интересно было бы сравнить советское индустриальное искусство с тем, как отражали эту тему в искусстве XIX века. И конечно, эти работы сложно понять, пока мы не знаем, кто из художников вдохновлялся идеями группы "Освобождение труда", кто увлекался социалистическими артелями Джона Рескина, а кто следовал кодексу строителя коммунизма.
Экспозиция в корпусе Бенуа восхищает страстной любовью к индустриальному китчу и агитпропу. Казалось бы, такой материал интересно проанализировать как казус из истории искусства или дать ему историко-культурный комментарий. Однако когда гимн труду исполняют аутентично, надо просто встать и подпевать. И совершенно неуместными тут будут мысли о том, что экономика в СССР была неэффективна, что на стройках социализма трудовой подвиг совершали заключенные, а продукцию советских предприятий можно было прямо из цеха нести в ремонт или в утиль.
СТАНИСЛАВ САВИЦКИЙ
21.08.10 1815
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |