Новая выставка в музее «Дом Машарова» под названием «Слетались к лампе мотыльки» удачно дополняет постоянную экспозицию «Семейный альбом», которая рассказывает о жизни владельца чугунолитейного и гвоздарного завода Николая Машарова и его семьи в конце 19 - начале 20 века.
Вечерами, когда за окнами было темно, Николай Дмитриевич, его жена Екатерина Евграфовна и их десять детей проводили время при свете керосиновых ламп или свечей. Вполне возможно именно таких, какие представлены на выставке.
Часть экспонатов взято из фондов музейного комплекса им. Словцова, часть предоставлена тюменским коллекционером Николаем Мелентьевым.
Журналистов с экскурсией по экспозиции провел научный сотрудник музея Ярослав Мальцев, он не только показал коллекцию осветительных приборов конца 19 – первой половины 20 вв., но и рассказал об их эволюции.
Освоение человеком огня произошло в палеолите около трех миллионов лет назад. Затем появился факел — самая простейшая конструкция осветительного прибора.
На Руси аналогом факела была лучина. На выставке представлен светец — приспособление, куда втыкалась лучина - простейшего типа, с помощью заостренного конца он крепился к стене или лавке. Существовали светцы наподобие современных торшеров — на ножке, чаще они освещали боярские палаты.
Постепенно факел претерпевает изменения. На рубеже примерно от 400 года до нашей эры и до появления первых христиан происходит появление свечей. Первые были сделаны из сала, они имели массу недостатков — пламя было неярким, горение сопровождалось чадом и неприятным запахом. Такие свечи использовались очень долго: только в 15 веке произошла мини-революция в свечном деле — их стали изготавливать из воска, но они были доступны состоятельным слоям населения.
С этого периода свечное производство вновь замирает в своем развитии. Лишь в 19 веке начнут изготавливать спермацетовые свечи из жира кашалотов, затем в 1830-х годах появятся свечи из парафина и стеарина. Затем эти два вещества начали смешивать, что позволило делать свечи с помощью холодного прессования, т. е. увеличить производительность. Современные свечи - именно такого типа.
Свечи, как и лучина, не использовались сами по себе, для них обязательным дополнением были подсвечники. С древних времен, как и в наши дни, подсвечники делались из стекла, керамики, дерева, меди, бронзы и других материалов. На выставке можно увидеть подсвечник каслинского литья из чугуна на несколько свечей.
Начиная с третьего тысячелетия помимо свечей люди использовали масляные лампады. Простейший из них — сосуд с жиром, в который опускался фитиль. Начиная с седьмого века до нашей эры лампады начинают производиться в массовом порядке. В Древнем Риме и Древней Греции лампадарии были настоящим украшением интерьера — их делали очень изящными с применением драгоценных металлов и камней.
В неизменном виде лампады просуществовали почти три тысячи лет. В 15 веке до человечества дошла мысль, что можно увеличить яркость огня с помощью увеличения тяги: Леонардо да Винчи изобрел жестяную трубу. В 18 веке ее сменила стеклянная.
Древних лампад на выставке нет, но в изобилии представлены их ближайшие родственники — керосиновые лампы. Причем, есть как российского производства, так и зарубежного. По самой распространенной версии, современная «керосинка» была сконструирована в 1853 году аптекарем Игнатием Лукасевичем, который масляную лампу сделал керосиновой. Тогда керосиновые лампы для различных слоев общества изготавливались разные: были и золотые, и хрустальные, и стеклянные, и медные.
Лампы 1920-х годов гораздо скромнее своих старших товарищей. Вероятно, это связано с несколькими факторами: общество было не настроено покупать дорогие вещи, да и постепенно в дома приходит электричество. В Европе и США керосиновые лампы выходят из употребления после 1945 года, в СССР ими пользовались вплоть до 1980-х годов.
В одной из витрин музея разместились керосиновые фонари, которые использовались вне дома: морские, железнодорожные, военные, полицейские, уличные. Дополняют экспозицию ершик для чистки ламп и огромная бутыль, в которой хранили керосин. Уюта музейному залу добавляет круглый стол с тяжелой скатертью, томиком Чехова, издания 1903 года и неизменной на рубеже 19 и 20 веков керосиновой лампой.