Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14) выставка «И Бог создал женщину…».



Экспозиция включает более 100 экспонатов — произведения скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного (в том числе ювелирного) искусства, православные иконы и буддийские танки из фондов Музея, раскрывающие образ и роль женщины в религиях мира.

Женские божества занимают в истории религиозных представлений человечества значительное место. В архаичных верованиях центральным был образ Богини-матери — древнейшее воплощение божественного начала. Позднее женщины небесные, подобно женщинам земным, считались причастными к акту творения. Богини повелевали силами природы, плодородия и были тесно связаны с тайнами возрождения природы весной (рождения) и угасания ее осенью (смерти).

Разделы выставки представляют многочисленные образы женских божеств, представляющие разные религии мира. Образы, порой совмещающие в себе различные функции и ипостаси.

Великая мать (или госпожа-богиня) имела множество функций. Знаменитые фигурки палеолитических Венер, датируемые XXIV — XXII вв. до н. э., многие историки считают первыми изображениями богини-матери. Найденные в разных регионах Европы и Северо-Восточной Азии, эти фигурки имеют характерные черты — ярко выраженные женские формы, отсутствие лица и ног. Со временем образ Великой матери трансформировался в богинь — покровительниц материнства и плодородия (греческая Деметра, римская Церера), покровительниц благосостояния городов и целых государств (фригийская богиня Кибела), домашнего очага (даосская бессмертная Хэ-сяньгу). Скульптурные и графические изображения этих и других богинь представлены в первом разделе выставки.

Библейский сюжет о грехопадении и та роль, которую сыграла в нем Ева, низверг с престола «Великую мать». Именно Ева отважилась сорвать плод с древа познания добра и зла. Знание привело к переоценке ценностей — и обесценило роль женщины. Новую трактовку женского образа иллюстрируют представленные на выставке иконы «Изгнание Адама и Евы из рая» (XVIII в.) и «Шестоднев» (XVII в.), гравюры «Изгнание из Эдема» (XIX в.) и «Прельщение от змея» (Р. Курятников, 1845), другие экспонаты.

Положение женщины все чаще сводится только к роли матери и жены. В разделе выставки, посвященном семье и браку, представлены уникальные экспонаты: статуэтки духов — покровителей семьи народов Приамурья и юга Западной Сибири, русские лубки, ювелирные украшения, иконы и картины с изображением Святого семейства, литографии знаменитого английского художника У. Хогарта (XVIII в.). Центральный женский образ в истории христианства — Марии, матери Иисуса Христа — на выставке представляют изображения Богоматери с Младенцем, а также живописные полотна, иконы и скульптурные произведения, рассказывающие историю ее земной жизни.

Святые-покровительницы занимают важное место в большинстве мировых и национальных религий. Одноименный раздел выставки объединяет изображения христианских, индусских, буддийских святых и богинь — св. Марии Магдалины, св. Екатерины, св. Люсии, св. Женевьевы, св. Татианы, св. Натальи, а также Зеленой Тары, Гуань-инь, Кришны и Радхи, Сарасвати и др.

В целом в ходе развития религиозных представлений человечества образ женщины не претерпел существенных изменений. Двойственность женской природы способствовала двоякой трактовке женских образов в религиях разных народов. С одной стороны «Она — сеть, и сердце ее силки, и руки ее оковы» (Екклез. 7.23), с другой — «Благословен плод чрева твоего» (Лк. 1.28).

В разделе выставки «Женщина — добродетель и порок» наиболее полно раскрывается тайна двойственности женской природы. Кто она — необузданное, исполненное порока исчадие ада или добродетельная хранительница семейного очага? Лубки с изображением Бабы Яги, аллегорические офорты Ф. Гойи из серии «Капричос» (1799) и литография У. Хогарта «Доверчивость, суеверие, фанатизм» (1762), а также гравюры с изображениями адского шабаша, шествия блудниц в ад, персонифицированных пороков показывают «темную сторону» женской природы. «Светлая сторона» — примеры высокого вдохновенного подвижничества, проиллюстрированные иконописными изображениями св. Марии Египетской (XVII в.), свв. Марфы и Марии (XIX в.) и другими экспонатами.

Выставка открыта до 26 июня.

gmir.ru, 

Оцените материал: 0.0/0

    02.04.10 1656 antikvarius 
искусство, икона, коллекция, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar