Собирая средства на реставрацию, хозяева исторических зданий проводят аукционы
Благотворительные аукционы в поддержку двух памятников архитектурного модернизма — «Фарнсворт-хауса» Миса ван дер Роэ и «Стеклянного дома» Филипа Джонсона — проводят Национальный фонд по сохранению исторического наследия и аукционный дом Sotheby's 16 сентября в Чикаго и 6 октября в Нью-Йорке. Организаторы рассчитывают собрать для реставрации построек 1 млн долларов: они нужны для реставрации домов, пострадавших от стихии и времени.
Полезная лотерея
Сохранность памятников архитектуры — проблема не только российская. Дочь архитектора Джона Хейдака этим летом собрала подписи всех архитектурных знаменитостей, от Питера Кука до Даниэля Либескинда, под петицией за сохранение жилого комплекса в Берлине, построенного ее отцом. В прошлом году в Чикаго активисты сопротивлялись сносу комплекса госпиталя, построенного Вальтером Гропиусом, — на его месте должны были возвести Олимпийскую деревню для Игр 2016 года; к моменту, когда стало известно, что они пройдут в Рио-де-Жанейро, успели снести почти половину зданий.
Заботиться о памятниках архитектуры должно государство — частным лицам это не по карману, уверен куратор Московской архитектурной биеннале Барт Голдхоорн. «В Голландии, например, если у владельца памятника нет средств на его ремонт, то он обращается за государственными субсидиями», — говорит он.
«В Великобритании государство расходует на эти цели не только деньги налогоплательщиков, но и средства Heritage Lottery Fund, пополняемого с помощью лотереи», — рассказывает Марина Хрусталева, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия. Каждый год удается собрать больше 200 млн фунтов.
Сотня лотов
Помощи государства не всегда хватает: тогда за дело берутся общественные организации. Национальный фонд по сохранению исторического наследия, организатор аукционов в пользу «Фарнсворт-хауса» и «Стеклянного дома», уже более полувека помогает поддерживать архитектурные памятники в США: консультирует владельцев, привлекает экспертов, собирает средства.
Сто лотов для аукциона фонду и Sotheby's предоставили известные архитекторы, дизайнеры и коллекционеры. На торги выставляются рисунки архитекторов Дэвида Аджайе, Тадао Андо, Нормана Фостера, Доминика Перро и Ричарда Майера, инсталляция Захи Хадид, фотография Анни Лейбовиц и скульптура Жауме Пленса.
Собранные средства направят на реконструкцию домов. «Фарнсворт-хаус» в 2008 году был затоплен протекающей поблизости рекой, воды в доме было по колено. Высокая влажность угрожает и «Стеклянному дому» Филипа Джонсона (это комплекс из 13 объектов) и, в частности, хранящемуся там собранию произведений искусства. Уже два года, например, один из гостевых домов закрыт для посетителей: у него повреждена кровля, пострадали деревянные окна и двери, шелк, которым обтянуты стены, а также мебель и книги.
Экскурсия с завтраком
Другим архитектурным объектам везет больше — они достаточно известны, чтобы зарабатывать на свое содержание самостоятельно. «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта 1935 года постройки с 1963 года открыт для публики: экскурсия по нему стоит 65 долларов, с завтраком — 115, частный тур с прогулкой по окрестностям и обедом — от 1 тыс. долларов. Можно снять дом и для частной вечеринки: например, в честь свадьбы или дня рождения. В 2006 году Брэд Питт отпраздновал здесь свое 43-летие. Актер, который известен любовью к архитектуре, принял участие и в сборе средств на реконструкцию «Фарнсворт-хауса»: он настоял, чтобы ролик с его участием снимался в этом доме — за четырехдневную аренду помещения рекламная компания выложила 40 тыс. долларов.
В Англии многочисленные замки и поместья, разбросанные по стране, издают общие каталоги. Однако в них пишут не только о том, чем знаменит тот или иной памятник архитектуры, но и о том, чем в нем можно заняться, — поучиться французскому языку, поездить на лошади, рассказывает Марина Хрусталева. «Конечно, это покрывает потребности памятника лишь в редких случаях и без государственных дотаций не обходится», — подчеркивает она.
Были попытки реализовать подобные проекты и в России, вспоминает Хрусталева: например, сеть туристических маршрутов, объединенная брендом «Золотое кольцо», позволила в советское время сохранять в относительном порядке историческую среду соответствующих городов. «Причем видно, что памятники лучше сохранились там, где туристы оставались ночевать, а не были проездом. Ярославль, например, получал от путешественников больше денег, чем Ростов», — рассказывает Марина Хрусталева.
Что охраняем
«Фарнсворт-хаус» (находится в сотне километров к юго-западу от Чикаго) был заказан Мису ван дер Роэ в 1945 году доктором Эдит Фарнсворт. Два года спустя проект здания был показан в MoMA, где вдохновил архитектора Филипа Джонсона. Дом был закончен в 1951-м, к этому времени исполнитель и заказчик успели поссориться: смета сильно превышена, отношения выясняли в суде.
«Стеклянный дом» (в штате Коннектикут) Филипа Джонсона, ученика и соратника Миса ван дер Роэ, был возведен в 1949 году — раньше, чем был закончен «Фарнсворт-хаус», послуживший образцом. Вокруг дома находится еще несколько построек: гостевые дома, галереи, библиотеки. Большую ценность предсталяет и местная коллекця живописи и скульптуры.
Ирина Осипова, Александр Острогорский
17.09.10 1607
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |