Среди россиян все более популярным становится коллекционирование ... троллейбусов
Причем, речь идет не только о копиях, в точности повторяющих оригиналы, но и о списанных машинах, которые энтузиасты размещают на домашнем подворье.
Старина-троллейбус вот уже более 100 лет верой и правдой служит человеку. Сейчас этот вид электротранспорта эксплуатируется более чем в 400 городах мира. Больше всего троллейбусных линий работает в России. Они перевозят пассажиров в 87 городах РФ – рекорд! И, конечно же, самым троллейбусным городом планеты является российская столица: более 1,6 тыс. троллейбусов, 89 маршрутов протяженностью почти 1300 км!
Вряд ли все эти достижения были известны москвичу Мише Долоко. Ему просто нравились большие машины, гордо шествующие по городским улицам и проспектам. Теперь Михаил знает об истории московского троллейбуса почти все. Может говорить о них часами. А в качестве наглядного материала выступают сами троллейбусы. Конечно, не настоящие, а модели, в точности повторяющие оригиналы. Особенно приятно коллекционеру рассказывать об исторических троллейбусах. Например, о ЗиУ-5 из далеких 1960-х годов. Обтекаемая форма, характерная для своего времени покатая задняя крыша - "горбушка", уютные мягкие сиденья-диваны с массивными подушками и "теплый свет" маленьких потолочных светильников:
"Вот эти троллейбусы застал я. Вот на них я уже ездил. Вот тут надо было стоять около кабины. Я еще ребенком был: помню, стоишь, на водителя смотришь, на дорогу, очень интересно… Видите, у этой модели двери посредине нет. И народ, помню, скапливался на передней площадке в дверях. А середина пустая. А водитель все это время в микрофон кричал: "Проходите в середину салона!"".
В коллекции Долоко – и модель двухэтажного английского троллейбуса, купленного в начале 1930-х годов по личному распоряжению первого секретаря Московского городского комитета партии Никиты Хрущева (кстати, большого поклонника троллейбусного транспорта). И ранние послевоенные машины, в том числе знаменитые "синие троллейбусы" МТБ-82, воспетые бардом Булатом Окуджавой.
Есть у собирателя и самый массовый в мире троллейбус ЗиУ-9 . Эту модель в различных модификациях завод имени Урицкого выпускал более 30 лет. До сих пор эти надежные и неприхотливые машины перевозят пассажиров не только в России и государствах бывшего СССР, но и в дальнем зарубежье, говорит Михаил Долоко:
"В Греции, в Венгрии эти машины работают. Это я сам лично видел. И еще в каких-то странах бывшего соцлагеря точно. Поэтому, когда вдруг приезжаешь в Афины и видишь наш троллейбус, – очень приятно!".
А вот житель столицы Урала Екатеринбурга Игорь Козлов превзошел москвича. Он, как и Михаил, с детства влюблен в троллейбусы. Но не просто собирает купленные в магазине модели, а сам их мастерит из подручных материалов. На изготовление одной модели в масштабе 1:87 уходит в среднем полгода. В коллекции – почти два десятка машин. Все как в настоящем троллейбусе: тяговый электродвигатель, освещение салона, работающие штанги. Натяни провода – поедут.
Навыки моделиста-конструктура Игорь подкрепил реальным делом - работал водителем троллейбуса. Да так влюбился в свою «девятку» (троллейбус ЗиУ-9), что решил со своей «боевой» подругой не расставаться никогда. Он выкупил списанную электромашину у парка. Во двор такую махину не поставишь, а на загородный участок – поместится.
"Я работал на нем, это память. Работать не смогу уже – тяжело. Но у меня будет вот такая вот «игрушка», большая модель, буду ее чинить. Я же не самолет притащил, он бы просто не поместился на участок, а вот троллейбус – нормально, он хорошо вписывается".
Троллейбус темно-желтого цвета привезли на огород на буксире. Гордо подняв в небо «рога», электрический гигант занял свое почетное место у забора. Забот у хозяина много – запчасти к раритету не достать, да и стоят они недешево. Но механик не унывает. Ведь рецепт его счастья очень прост. "Дом, троллейбус, бассейн и барбекю", - шутит коллекционер-троллейбусник Игорь Козлов.
06.01.12 875
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |