Игорь Лащенко уже больше десяти лет коллекционирует раритетные автомобили
За это время дончанин успел не только скопить тринадцать разных марок, но и совместно с Сергеем Пожидаевым основать клуб единомышленников «Авто Ретро Донбасс». Их коллекция пополнилась легендарным ЗИС-110, только что прошедшим реставрацию.
Первый после войны
Это авто было выпущено 66 лет назад. Найти такое можно только у самых заядлых ценителей. С самого начала производство ЗИСа-110 было рассчитано на политическую элиту Союза. На таком, только бронированном, экземпляре ездил сам Сталин. Который, к слову, принял непосредственное участие в дизайнерском оформлении машины.
- Этот экспонат не может не вызывать гордости, - говорит Игорь. - В первую очередь потому, что он совершенно оригинален. Все детали в нем заводские, поменять пришлось только резину, потому что та испортилась от старости. Я вообще считаю, что все автомобили той эпохи должны быть реставрированы только «родными» запчастями. Иначе они теряют свой шарм, да и коллекционную ценность тоже. ЗИС-110 сошел с конвейера в 1946 году, а выглядит, как новенький. И работает не хуже.
Выпускался он с 1945 по 1958 год. В то время по праву считался самым быстроходным отечественным авто, способным разогнаться до 140 км в час. А с места всего за 28 секунд набирал скорость в 100 км в час.
- Машина по тем временам имела нюансы, делающие ее необычной, - рассказывает Игорь. - Например, при разгоне в 60 км в час стрелка спидометра была зеленой, достигнув ста, становилась желтой. А если водитель набирал еще большую скорость - красной. Двигатель на тот период был самым бесшумным за всю историю машиностроения. Чтобы определить, заведен он или нет, на приборную панель даже вынесли контрольную лампу работающего зажигания.
Внешнее оформление ЗИСа практически полностью совпадает с американским Packard 180. Некоторые историки до сих пор считают, что россияне просто сделали удачную копию. Однако есть и другое мнение: это была полностью самостоятельная работа, схожая лишь внешне, с другой формой кузова и конструкцией. Объясняют это тем, что во времена Великой Отечественной войны, когда и шли разработки, просить у Штатов помощи в моделировании не было финансовой возможности. К тому же машиностроение там в эти годы было приостановлено. Есть также версия, что внешний вид формировался по указанию Иосифа Сталина. А тут уж не поспоришь.
- Но всё это не значит, что этот автомобиль - мой любимчик! - объясняет собиратель. - За эти годы все они стали для меня родными. А началось такое хобби совершенно случайно. И, как это часто бывает, из праздного любопытства. Увидев у друга старенькую «Волгу», решил и себе приобрести что-нибудь подобное. Так в гараже появилась первая машина - «Победа». Потом уже просто не смог остановиться.
Самое сложное в таком увлечении, признается Игорь - искать нужный вариант и ждать. Это отнимает много времени и требует немалого терпения. У всех членов клуба «АРД» есть негласное правило - приобрел машину, значит, береги.
- Если автомобиль стоит бесхозно в гараже, - объясняет он, - то сразу же теряет свою ценность. Старина требует заботы. Те, кто действительно увлечен этим, ищут разные способы реставрации и нужные детали. Есть, правда, и такие, кто просто скупает уйму старых авто без разбора и хранит их на открытой стоянке. Это просто кощунство, и называться коллекционером такой человек не может.
«Мой «Фаэтон» собирался по частям три года»
Некоторые экспонаты коллекционеру приходилось в буквальном смысле собирать по маленьким деталям. Среди таковых ЗИМ «Фаэтон». Выпущенный в 1949 году Горьковским автомобильным заводом имени Молотова, кабриолет представительского класса так и не стал серийным. С конвейера сошли только два экспериментальных экземпляра.
- Во время испытаний он вел себя замечательно, а вот в повседневной работе появились неполадки с обеспечением требуемой жидкостью и недостаточной жесткостью кузова. - говорит Игорь Николаевич. - Эти два первых образца были потеряны, и сегодня оригиналов уже не осталось. Но интерес к машине был настолько высок, что на ее воссоздание мы с днепропетровской компанией «Автореанимация» потратили три с половиной года. Пришлось побывать на заводе-производителе, поднять все архивы, чтобы найти оригиналы чертежей и фотографий. На поиски каждой детальки тратили уйму времени. В итоге все они ЗИМовские. Пришлось заменить лишь обивку салона. С тканевой на кожаную. Но только чтобы уберечь от дождя, снега и прочей непогоды. Сегодня это единственный ЗИМ «Фаэтон» в Украине!
Этот красавец не стоит без дела. Каждые выходные и праздники семья собирается, чтобы прокатиться с ветерком. Окружающие просят сфотографироваться, просто посмотреть и даже посидеть внутри. И хоть хозяин и относится к своим автомобилям, как к чему-то интимному, иногда всё же разрешает прикоснуться к прошлому.
По горняцкой столице «летает» «Чайка»
Одно только название ГАЗ-13 «Чайка» сразу вызывает чувство недосягаемости. Эти машины не выпускались большими партиями, а ездить на них могли только министры, первые секретари и очень заслуженные соотечественники.
- На весь СССР, - говорит он, - тринадцатых «Чаек» было выпущено всего около 3200 штук. Но та, что попала в коллекцию, ценна даже не этим. Ее пробег на момент приобретения составлял всего лишь 1600 километров. Это очень мало! Кроме того, она не перенесла ни одного ремонта, сохранились все заводские запчасти, корпус и салон. Даже не пришлось реставрировать. А это большая редкость и везение.
Марина Самара
29.07.11 1673
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |