Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


О жизни наших предков можно узнать по коллекции Андрея Николаева



История для иркутянина Андрея Николаева заключена не в книгах и архивах, а в различных предметах, дату происхождения которых можно обозначить всего лишь двумя-тремя словами - дореволюционное царское время.

В его коллекции есть всё - от старинных пуговиц ручной работы до фрагментов памятников деревянного зодчества, которые он находит в старых, заброшенных иркутских домах, разбираемых под новостройки.

Его вполне можно назвать иркутским Плюшкиным - нет, не в честь литературного скряги из романа Гоголя, известного всем со школьной скамьи, а по аналогии с реально жившим в XIX веке в Пскове Фёдором Михайловичем Плюшкиным, который получил широкую известность как владелец одной из самых больших частных коллекций. С той лишь разницей, что псковский ценитель старины собирал свою коллекцию по всей России сорок лет и она была известна во всей царской империи, а наш земляк занимается этим делом всего лишь второй десяток лет, и его вещи из прошлого имеют отношение только к истории Иркутска.

Неизвестный Сталин

Правда, есть среди экспонатов Андрея Николаева настолько уникальные, что вполне способны принести ему не только всероссийскую известность. Один из них - оригинал, судя по всему очень редкого, а, может, и единственного, снимка молодого Иосифа Сталина, сделанный иркутским фотографом П. Милевским.

- Это фото «пришло» ко мне совершенно случайно, просто как фотография какого-то иркутянина, потому что на ней написано «Иркутск», - рассказывает мой собеседник. - Я вообще думал, что это итальянец, который открывал в нашем городе кинотеатр «Дон Отелло». А значительно позже ещё у одного иркутянина, который увлекается Сталиным, увидел другую фотографию этого же мужчины.

Вот этот человек и объяснил начинающему коллекционеру, что на снимке запечатлён молодой Иосиф Виссарионович во времена, когда отбывал ссылку в1903 году в селе Новая Уда, Балаганского уезда, Иркутской губернии. И хотя информации о том, что революционер Коба в этот период побывал в Иркутске, в общедоступных исторических источниках не зафиксировано, как утверждает Николаев, в Александровском централе (каторжная тюрьма в селе Александровском, что в 76 км от Иркутска) такие данные вроде бы имеются. Ему об этом сказал бывший работник ГУФСИН, который занимался изучением данного вопроса.

А вообще в коллекции иркутянина пять малоизвестных фотографий будущего главы Советского Союза, и одна из них была прислана в Иркутск из Москвы несколько лет спустя после того, как Иосиф Виссарионович сбежал из здешних мест лишения свободы. На ней он уже не выглядит итальянским щёголем и больше похож на того Сталина, которого старшее поколение россиян знает по официальным советским публикациям.

Вообще фотографии и негативы конца позапрошлого - начала прошлого века занимают особое место в коллекции Андрея Николаева. Это бытовые снимки простых горожан - мужчин и женщин разных сословий и возрастов, детей, священников, военных. Их делали для семьи - один-два, ну, может быть, три от силы, поэтому фотособрание коллекционера, в котором около тысячи снимков, вполне можно считать эксклюзивным. Он хотел опубликовать их к юбилею города отдельной книгой, чтобы современники увидели, какими красивыми и интеллигентными были наши предки-сибиряки.

- Сначала идею поддержали в мэрии, но на том всё и закончилось, - с сожалением говорит Николаев и, перебирая пожелтевшие от времени кадры, продолжает:

- Вот на растиражированный по всему городу плакат, посвящённый 350-летию Иркутска, поместили современную маленькую девочку, а я считаю, надо, чтобы нынешние иркутяне смотрели на старые фото, потому что мы должны помнить о предках и знать, какими они были. Согласитесь, это было бы гораздо логичнее.

Эпоха в стекле

Но самыми ценными хранителями истории Андрей Николаев считает стеклянные изделия. Когда соприкасаешься с этими предметами, говорит он, реально начинаешь чувствовать хрупкость времени и человеческой жизни. Даже если это «простая» аптечная склянка.

- А что интересного или необычного может таить в себе обыкновенная бутылка, пусть даже из 19 века? - спрашиваю я нашего гостя.

- По ней можно судить, куда иркутские купцы ездили и откуда что привозили, - поясняет он. - Например, в моей коллекции есть бутыли из-под различных напитков, привезённые не только из Москвы или даже Европы, а с Мартиники, из Америки - это единичные экземпляры, которые привозились для себя. Получается, шикарно жило наше купечество.

Не менее интересно для коллекционера и то, что попадало в столицу Восточной Сибири в большом количестве, как, например, продукция монахов-бенедектинцев. По этим бутылкам, в которые разливали знаменитый в те времена ликёр, можно, в частности, видеть, что фальсификат был даже в то время. Несмотря на то, что производители защищали свою продукцию различными знаками и на дне бутылки, и на горлышке, их всё равно подделывали.

- Я вообще люблю интересные вещи, чтобы они создавали интригу, пробуждали желание узнать, как и откуда попали в наш город, - говорит Андрей. - Например, керосиновый самовар с тремя кранами. Даже специалисты не смогли мне аргументированно объяснить, почему он с тремя ёмкостями, что в нём грели? По моим предположениям - в одной грели воду, потому что там даже накипь осталась, а двух других, по-видимому, вино - делали такой глинтвейн. И второго подобного самовара я больше нигде не встречал.

Впечатляет и коллекция предметов быта, собранных Николаевым, - пуговиц, иголок, напёрстков, ножниц, вышивки.

- Раньше без этого не было жизни, - объясняет ещё одно своё пристрастие иркутский Плюшкин. - Это сейчас все у компьютера сидят, а раньше чем увлекались? Кружева плели, бисером вышивали. А бисер какой был - микроскопический, современный - это булыжники по сравнению с тем, которым вышивали наши прабабушки. Как его тогда делали, если при нынешних нанотехнологиях не умеют?

Знаменитый историк моды Александр Васильев, когда приезжал в Иркутск, остался в восхищении от этих предметов и уговаривал Андрея Николаева продать ему часть экспонатов.
- Но я сказал, что это хочу сохранить для Иркутска, и Васильев, надо отдать ему должное, с этим согласился, - не без гордости поведал коллекционер.

Наталия ГОРБАНЬ, irk.aif.ru

Оцените материал: 0.0/0

    18.05.12 5028 antikvarius 
коллекционер, История, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar