Лаура Ченг, основательница студии дизайна роскошных интерьеров Lala Curio
Для посетителей, направляющихся в обширный дом колониальной эпохи Лауры Ченг, самое поразительное зрелище — это вышитые жемчугом обои с нарисованными вручную коралловыми рифами. Lala Curio находится на тихой улице в элитном районе Кадури-Хилл в самом сердце Коулуна (Kowloon, Hong Kong).
«Представьте себе моду от кутюр — вот что мы делаем со стенами», — говорит она, описывая вышитые обои в стиле 18-го века, которые стали визитной карточкой студии Lala Curio, которую она основала в 2014 году.
Знаток дизайна интерьеров и ее муж-финансист Джеймс Вульф развили вкус к современному искусству. В их гостиной находится ограниченное издание британского художника-абстракциониста Виктора Пасмора «Взгляни в бассейн, где найден Нарцисс» (1974). Центральным элементом столовой является монохромная работа тушью и гуашью китайско-французского современного художника Танга Хайвена.
Бизнес Ченг по изготовлению обоев и мебели на заказ также продолжает переживать периоды бума: в 2021 году сообщается о росте выручки примерно на 20% по сравнению с предыдущим годом на фоне увеличения ремонтных работ в домах. И это несмотря на общий экономический спад, когда город находился в рецессии в первой половине 2022 года.
Ченг не одинока в своем успехе. По всему Гонконгу богатые ремонтируют свои дома с помощью дорогой отделки, покупают предметы роскоши и вкладывают деньги в дорогое искусство. В Гонконге проживает более 125 000 миллионеров.
С одной стороны, это общемировая тенденция. От изобразительного искусства до изысканного вина, по данным консалтинговой компании Bain, после своего худшего спада за всю историю наблюдений в 2020 году мировой рынок предметов роскоши в прошлом году вырос до 288 млрд евро, что на 7% больше, чем в 2019 году. В нем говорится, что 2022 год начался с дальнейшего здорового роста.
Семья Ченг сообщила о резком росте продаж своей ювелирной группы Chow Tai Fook Jewellery Group. По данным Forbes, в этом году семейное состояние выросло до 26,4 млрд долларов по сравнению с 22,1 млрд долларов в 2021 году.
Ченг унаследовала богатство от своего отца, который разбогател на производстве мебели из розового дерева в материковом Китае на заре послевоенного экономического возрождения города. Ее младший брат занимается пищевыми технологиями, а старшая сестра владеет роскошной французской кондитерской в Гонконге.
Эта история так же стара, как и сама бывшая британская территория: согласно прошлогоднему отчету консультантов PwC, почти 70% всех публичных компаний в городе являются семейными предприятиями.
«Все мои друзья с корнями здесь, где их бабушки и дедушки, их родители сделали свое состояние», — говорит Ченг.
Искусство стало любимым активом местных жителей, у которых есть деньги. На весенних аукционах Sotheby’s 2022 года в Гонконге в мае были зафиксированы почти рекордно высокие продажи в размере 3,9 млрд гонконгских долларов. Среди рекордных произведений искусства шелковый свиток «Пейзаж после Ван Симэна» (1947) китайского художника Чжана Дацяня, который был продан за 370 миллионов гонконгских долларов.
Продажи на весеннем аукционе Christie’s в Гонконге составили 3,4 млрд гонконгских долларов. Рекорды были побиты: культовая картина Пабло Пикассо «Buste d'homme dans un cadre» была продана за 175 миллионов гонконгских долларов — это самая дорогая картина Пикассо, проданная на Christie’s в Азии. Картина знаменитого китайско-французского художника-модерниста Зао Ву-Ки «29.09.64» (1964) была продана за 278 млн гонконгских долларов, что стало второй по величине аукционной ценой художника за всю историю. Christie's сообщил, что многие покупатели были азиатскими коллекционерами, особенно из материкового Китая и Гонконга.
Студия Ченг Lala Curio сотрудничала с аукционной группой Christie’s в продаже предметов роскоши, в том числе и раскрашенные вручную обои, украшенные изображениями обезьян и крокодилов.
Семья Вонг, коллекционеры современного искусства
Напротив гавани Гонконга, в Мид-Левелс, богатом районе, популярном среди иностранных финансистов и знаменитостей, находится квартира площадью 3000 кв. футов с панорамным видом на центральный деловой район. Здесь живет ресторатор из Сингапура Йенн Вонг, дочь малайзийского бизнес-магната Дэнни Вонга, добившегося собственного успеха.
43-летняя предпринимательница, председатель и основатель зарегистрированной в Гонконге компании Jia Group Holdings, рыночная капитализация которой составляет около 60 млн гонконгских долларов, управляет дюжиной ресторанов по всему городу с китайской, испанской и итальянской кухней. Рестораны группы, такие как Duddell’s, Andō и Louise, отмеченные звездой Мишлен, часто забронированы на несколько месяцев вперед.
Вонг начала свой первый бизнес в Гонконге, когда ей было чуть больше двадцати, после того, как она изучала экономику в Университете Западной Австралии. Ее первым проектом стал бутик-отель Jia в Козуэй-Бэй. Она наняла звездного французского дизайнера Филиппа Старка, чтобы помочь создать его, и он открылся в 2004 году, а несколько лет спустя был продан.
Вонг и ее муж Алан Ло, сын магната Виктора Ло из Gold Peak и старший советник Jia Group, являются преданными коллекционерами современного искусства.
Среди их последних приобретений — картина начинающего польско-таиландского художника О де Лаваля «Нельзя сказать, плачь» (2021) и картина нигерийского художника Вахаба Сахида «Тайна в шрамах» (2021).
«Судя по тому, что мы видим, мир искусства кажется очень устойчивым», — говорит Вонг, в своём доме она меняет выставленные работы три раза в год.
«Шокирует, что цены могут вырасти во столько раз. И поскольку спрос очень высок, за него все еще борются люди. Я бы сказала, что сверхбогатые все еще очень богаты, все еще покупают произведения искусства и все еще очень активны на арт-сцене. Может некуда деньги потратить. Все застряли в Гонконге. Люди яростно ходили по магазинам».
Молодое поколение богатых подражает своим родителям, бабушкам и дедушкам в покупке произведений искусства.
Криция Ли, основатель азиатской платформы электронной коммерции предметов роскоши Vermillion, говорит, что в первом квартале этого года она добилась восстановления бизнеса благодаря миллениалам и представителям поколения Z.
«Молодых коллекционеров стало больше. Многие из них — второе, третье поколение, которое действительно может пожинать плоды быстрого роста за последние несколько десятилетий, и они чувствуют, что теперь их очередь наслаждаться [роскошным] образом жизни».
Однако Вонг беспокоит социальная напряженность в городе, особенно разделение между богатыми и бедными.
«Гонконг — прекрасное место для богатых людей, но не для не очень богатых людей. В Гонконге по-прежнему существует очень серьезное неравенство в уровне благосостояния».
Однако в целом, по ее мнению, большинство гонконгских богачей положительно относятся к будущему города.
22.10.22 587
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |