На дне Финского залива идентифицирована русская подводная лодка времён Первой мировой войны
Почти 100 лет оставались неизвестными место и обстоятельства гибели первой русской подводной лодки "Акула", которая ушла в последний свой боевой поход в Финском заливе в ноябре 1915 года. В год 100-летия Первой Мировой войны, в серии погружений 23 июня 2014 года дайверы команды Deep Explorer (Эстония) обнаружили на 30-метровой глубине неизвестный объект, который сходу не удалось идентифицировать. Руководитель эстонской поисковой команды Танел Урм вначале предположил, что это или советская подлодка "Щука" или "Малютка", но после переговоров с подводником-историком Михаилом Ивановым возникла мысль, что найден уникальный объект, который искали почти 100 лет - русская боевая подводная лодка "Акула".
Для точной идентификации находки была собрана совместная экспедиция, составленная из дайверов проекта "Поклон кораблям Великой Победы", эстонской команды Deep Explorer и латвийских водолазов. Итоги серии погружений 29 июня 2014 подвёл известный российский дайвер, руководитель Разведывательно-водолазного клуба России Константин Богданов: "Сейчас мы с немалой долей гордости можем утверждать, что удалось со 100-процентной точностью идентифицировать: найдена эта загадка Первой Мировой войны - русская подводная лодка "Акула". Обстоятельства подводных работ таковы: на глубине 30 метров в условиях очень хорошей видимости удалось на левой стороне кормовой части подлодки под слоем ракушек найти чёткую, хорошо сохранившуюся надпись "Акула". Теперь мы сможем передать в Министерство обороны России точные данные об этом военном подводном корабле Императорского Балтийского флота, чтобы как полагается она была объявлена братской могилой героев-моряков. А уж о сохранности этого легендарного подводного корабля мы можем не беспокоиться: в Эстонской республике очень трепетно относятся к такого рода объектам - это не только особая черта эстонских дайверов, но и забота государства об исторических находках на дне Балтийского моря".
Подробности идентифицированной подводной лодки "Акула" уточнил участник экспедиции поисковик Михаил Иванов: "Подтвердились сразу несколько однозначных признаков легендарной подлодки - это три винта и один перископ. Носовая часть корабля оторвана - и с большой долей вероятности можно предположить, что во время хода в надводном положении лодка напоролась на мину, так как этот район в устье Финского залива был местом постановки германских минных полей во время Первой Мировой войны. Лёгкий корпус лодки большей частью осыпался, но к нашему счастью в кормовой части сохранился, где и удалось однозначно прочесть имя геройского боевого корабля. Моряки совершили на ней 16 боевых выходов в 1914-15 годах, эта подлодка первой в истории применила метод поиска противника, что было открытием в боевой тактике, так как до сих пор подводные лодки только ждали противника на каких-то позициях. Все участники нашей интернациональной экспедиции просто счастливы сделанному открытию!".
Также руководитель проекта "Поклон кораблям Великой Победы" Константин Богданов рассказал, что "пока нет точных данных сколько на борту подлодки "Акула" было моряков, известно только, что в этом последнем боевом походе кораблём командовал капитан 2 ранга Н.А. Гудима. Участники нашей экспедиции в ближайшее время уточнят все архивные данные об экипаже "Акулы" и представят их общественности. В дополнение хотелось бы выразить слова благодарности составу сегодняшней поисковой экспедиции - удивительно сплочённой команде дайверов из трёх стран - России, Эстонии и Латвии. Символично, что именно такой интернациональный коллектив смог решить загадку, которая держалась 100 лет. Итак, в поисках в глубинах Балтики работали эстонский мастер Танел Урм, который первый обнаружил таинственный объект, российские дайверы Михаил Иванов, Николай Фетисов, Иван Боровиков, Константин Гультяев, и конечно же латвийские подводники-поисковики Виталий Вутетич и Юрий Шенделев. Уверен, что мы в ближайшее время соберёмся снова и сможем сделать ещё много открытий в глубинах морей".
Справка
Проект подводной лодки "Акула" водоизмещением 400 тонн, первой "большой" подводной лодки, был представлен в Главный морской штаб Российской Империи в январе 1905 года. Но только в 1909 году подлодка была спущена на воду. В своё время "Акула" послужила прототипом для последующих подводных лодок конструкции И.Г. Бубнова типов "Морж" и "Барс". Участвовала в Первой мировой войне.
7 сентября 1914 г. подводная лодка "Акула" под командованием лейтенанта Николая Гудима вышла в поход к Дагерорту на поиск противника. Командир не спешил с возвращением в базу и на свой страх и риск двинулся к берегам Швеции, откуда регулярно ходили транспорты с рудой для Германии. На следующий день сигнальщик обнаружил двухтрубный германский крейсер "Амазон". Его охраняли два миноносца. Гудим дал залп с дистанции в 7 кабельтовых, но немцы успели заметить след торпеды и ушли за остров Готска-Санде.
Так прошла первая атака русских подводников на Балтике.
Во время Первой мировой войны "Акула" совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.
27 ноября 1915 года "Акула" под командованием капитана 2 ранга Н.А. Гудима лодка вышла в 17-й поход к Мемелю, предполагая поставить там мины, но из похода не вернулась. Причины и место гибели лодки до сих пор оставались неизвестными.
04.07.14 1349
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |