Собрание художественных эмалей мира — одна из восьми коллекций, объединенных в Khalili Family Trust и насчитывающих более 25 000 предметов. Все они по частям в разное время демонстрировались в Британском музее, Музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитене, петербургском Эрмитаже и других. Интерес музеев понятен: каждая из коллекций, среди которых «Искусство исламского мира», «Японское искусство периода Мэйдзи», «Японское кимоно», «Шведский текстиль», «Испанские дамасские металлы» и другие, является наиболее полной в своем сегменте.
Стоимость коллекции Халили предпочитает не озвучивать, прикрываясь стандартной фразой «искусство бесценно» и настаивая, что не зарабатывает на «бесценном» уже более 30 лет. Forbes поговорил с миллиардером-коллекционером о том, какую роль сегодня играет искусство и можно ли рассматривать арт-собрание как инвестиционный инструмент.
По данным Forbes, Халили занял 36-е место среди богатейших людей Великобритании в 2013 году. Происхождение состояния миллиардера до сих пор остается загадкой: на его счету и удачные коммерческие операции по продаже недвижимости, и девелоперские проекты, и даже фармацевтический бизнес. Он называет себя self-made billionaire и любит рассказывать о небогатых детстве и юности.
Нассер Халили родился в 1945 году в Иране в еврейской семье. Его отец был мелким арт-дилером. С детства Халили сопровождал его, когда тот ходил по домам, скупая и продавая антиквариат. В 1967 году, в возрасте 22 лет, имея в кармане лишь $800, амбициозный юноша уехал в Нью-Йорк и поступил в Квинс-колледж.
Параллельно с учебой Халили начал подрабатывать в сетевом ресторане Howard Johnson's, но вскоре понял, что лишь напрасно теряет там время. Тогда он пошел к известному манхэттенскому антиквару Алану Хартману и предложил свои услуги посредника в сделках с богатыми иранскими коллекционерами, с которыми будущий коллекционер уже тогда был знаком.
Первые продажи принесли юноше прибыль. А обширные знания, которые он приобрел, помогая отцу, любовь к прекрасному и феноменальная память довершили начатое.
«Я стал покупать предметы искусства на распродажах, аукционах. Пару-тройку лучших вещей оставлял себе, остальное продавал в два с половиной раза дороже», — поясняет Халили.
За несколько лет он стал миллионером. Халили одним из первых в 1970-х всерьез начал скупать исламское искусство. Конкурентов у него было немного, но все избранные: например, королевская семья Кувейта. Тогда же он женился, встретив свою любовь — Марион Истон — в антикварном магазине по другую сторону прилавка. Вскоре после женитьбы коллекционер перебрался с семьей в Лондон и открыл магазин, специализирующийся на искусстве ислама. Не чтобы торговать, а чтобы выйти на дилеров, обзавестись связями и скупать искусство по более низким ценам. Параллельно он совершал сделки с коммерческой недвижимостью, покупая ее в Британии, Испании и Португалии. А все, что зарабатывал, опять вкладывал в искусство.
Так как происхождение своего состояния Халили держит в секрете, в западной прессе бытует мнение, что значительную часть денег он заработал, продавая искусство крупным покупателям, в том числе, султану Брунея Хассаналу Болкиаху, и что даже сегодня ни одна крупная сделка в интересующих Халили сегментах не обходится без его участия. Миллиардер это отрицает и говорит, что достаточно зарабатывает на торговле недвижимостью и других видах бизнеса. Он действительно познакомился с Болкиахом в 1984 году, когда его как специалиста по исламскому искусству попросили проконсультировать последнего по поводу создания музея в Брунее. Халили признает, что помог султану в приобретении ряда вещей и даже продал кое-что из коллекции фонда, но категорически отрицает, что нажился на этих сделках.
Британские СМИ писали, что в 1980-е покупку предметов искусства Халили частично финансировали венчурные инвесторы, но их имена не раскрываются. В это же время коллекционер продолжал зарабатывать на продаже акций, операциях с недвижимостью и других видах бизнеса. В одном из интервью миллиардер упоминал об акциях компании, разрабатывающей технологии лечения рака, которые он купил в конце 1970-х.
В 1987 году, по словам Халили, он заработал $15 млн на продаже компании, производившей таблетки от расстройства желудка. В 1990-х он покупал и продавал торговые центры в Британии (в Ланкастере, Эдинбурге, Фарнборо), прибавляя к своему состоянию миллионы. В 2000-х стал инвестировать в строительство крупных офисных центров. Девелоперская компания Favermead, где он с 1994 года числится директором, была задействована в ряде крупных проектов. В частности, в создании крупного офисного центра в Холборне, получившем название «Волна».
Халили также вложил более £90 млн в перестройку двух ветхих особняков в Kensington Palace Gardens, где планировал жить сам. Однако жена миллиардера отказалась переселяться в такую роскошь, и один из особняков стал домом индийского стального магната Лакшми Миттала.
В рейтинге консалтинговой компании Wealth-X «Топ-10 миллиардеров-коллекционеров искусства за 2013 год» Халили занял шестое место. Эта же компания утверждает, что почти все средства миллиардера вложены в его арт-фонд.
«Мы всегда покупали для себя только лучшее. 90% предметов в коллекции фонда в идеальном состоянии. Например, один из самых дорогих предметов собрания — уникальный стол с эмалью XVIII века, созданный для китайского императора, существует лишь в двух экземплярах. Один в музее Китая, в довольно плохом состоянии, а другой — в идеальном — у нас. И к тому же с подписью императора», — рассказывает сам Халили.
14.06.14 1505
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |