Егор Рогацевич — коллекционер футбольной атрибутики с 26-летним стажем
Главные направления — матчи минского «Динамо», еврокубки и игры сборных. Егор не только собирает, но и принимает непосредственное участие в разработке и создании программок.
«Брест». Там Василий Сарычев часто дает исторические материалы, различные новости и цифры на память.
В принципе, в Бресте делают еще вот одну программку. Сам клуб. Это единственный город, где аж два типа есть. Несколько лет уже выпускают. С небольшими перерывами. Когда у них пресс-атташе работал Эдуард Белемук, стабильно делали. Пришел новый человек — на время прикрыли. Сейчас, вроде бы, не работая в структуре, по-прежнему готовит вот такого рода программки. На восемь страниц. Жаль, нет у меня пока такой…
И «Минск». Саша (Александр Томин) помогает «Минску». Он известный футбольный статистик. Очень симпатичные программки.
«Динамо» в связи с юбилеем на ретро-стиль перешло.
На «Славию» выходят нерегулярно. Даже толком и не знаю, на все матчи там программки были или нет.
На постоянной основе выпускают «Неман», «Динамо», «Брест», «Шахтер», «Белшина», «Торпедо», «Минск». У «Гомеля» даже пропуск в один-два матча был. Несмотря на их притязания и амбиции, у гомельчан выпуск программок держится исключительно на энтузиазме их пресс-атташе — Дмитрия Крышталева.
Получается, все этим занимаются. Хоть одна программка в сезоне обязательно была. Даже у БАТЭ. Хотя они для высшей лиги не делают. Я помог. В основном в Борисове вручают пресс-релизы журналистам.
Еврокубки — другое дело. Там у БАТЭ программки высочайшего уровня. То, к чему надо стремиться. Это Европа. В Беларуси столько людей не ходит, чтобы делать такие дорогие и объемные.
За 2012-й год не все в наличии. Есть прошлогодние. Не думаю, что они сильно изменились. Во всяком случае, форма та же.
Вот «Белшины»…
… «Торпедо». Сергей Пузанкевич делает…
… «Нафтана». Июльская за 2011-й. Дальше лежит 2010-го. Такого же плана.
Как по мне, главное — дать составы, любопытную информацию о командах, таблицу и календарь. Это минимум. Смотрите, держу в руках самый примитивный пример. Так, что здесь у нас? Два состава, судьи, баланс встреч, когда дублеры играют, таблица, анонс следующего домашнего матча.
Гродно — они делятся большим. Какая-то аналитика, фотографии, протоколы предыдущих встреч. Павел Кулик и Андрей Чепа стараются. Даже составы команд не просто так подают. Со всей текущей статистикой. Очень удобно. Обожаю. Моя слабость. Открываешь, смотришь. О, у человека юбилей надвигается — сыграет 250-й матч за команду. В скобочках — количество игр непосредственно за «Неман». Интересные моменты. Интервью идет, отчетик. А еще берут удачный поединок с этим соперником из прошлых лет. Это может быть 1995-й, 2007-й год. Неважно. С этой точки зрения программки Гродно выигрывают однозначно.
У «Шахтера» шло восемь страниц. Нынче изменили формат.
Не все клубы официально сами продают программки. «Динамо», «Шахтер», «Славия», «Торпедо-БелАЗ», «Брест», периодически «Гомель» торгуют. Программки по-разному распространяют. Через ИП, например. Заключают договоры. Через палатку с атрибутикой идет торговля, потом какой-то процент отдают. А бывает, просто для команд и VIP-персон сделают — и все.
Я сам с 1992-го года выпускаю футбольные программки, организую продажи на матчах. Не сказать, что в Беларуси на этом бешеный капитал можно сколотить. Спросом пользуются только программы международных встреч.
Очень-очень редкая программка. За 1995-й год, легендарное свидание с голландцами.
Небольшой тираж, все разлетелись. Под корень. За милую душу даже уходили пару лишних напечатанных листиков.
После шлю ее в Голландию — они мне взамен.
— Как раньше знакомились с другими коллекционерами, когда Интернет был не так развит?
— По переписке. Писал письмо напрямую или кто-то по цепочке адрес передавал. Прежде у меня не было много зарубежных коллекционеров. В 1990-х всего с тремя-четырьмя тесно общался. В 1995-м появился из Чехии человек, до сих пор с ним переписываюсь. Немцы, англичане, голландцы...
Потом, когда Интернет завоевал устойчивые позиции, как ни странно, контакт с ними увял. Появилась масса возможностей, начинаешь выбирать. Стоит ли брать программку у этого товарища или подключить другого, малознакомого? Вдруг у него ассортимент больше.
— В Беларуси есть официальное объединение коллекционеров программок?
— Не-а. Раньше было. На данный момент не так много людей этим увлекается. Сборной и еврокубков человек 50-100 по всей стране собирает. Наших клубов — еще меньше. По «Динамо» — 15-20.
— У вас в каждом городе, где играет команда высшей лиги, имеется свой человек?
— Часто я просто звоню пресс-атташе. Все налажено, давно друг друга знаем. Ну, а как иначе? В Бресте есть коллекционер — он мне высылает. «Шахтер» лично делаю. С «Неманом», «Гомелем» сотрудничаю. Владею дизайнерской фирмой. Пресс-атташе предоставляет базовую информацию для наполнения.
Мой дизайнер, несмотря на то, что девушка, в плане оформления футбольных программ — молодец. Любит футбол, разбирается. «Гомель» — «Ливерпуль» всю, считай, сама сделала. VIP«овская программка, для английских гостей. Для руководства «Ливерпуля». Подпись: Маргарита Шилик.
— Сколько времени уходит на разработку дизайна?
— На «ливерпульские» (2 вида программ было) понадобилось два полных рабочих дня. Часов 16. С белорусскими попроще. Используется шаблон. Фотография меняется, состав почти нет. Статистика обновляется, табличка, состав соперника, судьи. Примерно 4-6 часов.
Стандартно идет либо репродукция какой-то старой программки, либо обыгрыш клубных цветов. Просто фото или коллаж.
— Думаю, наши команды не особо стремятся кого-то удивить, превзойти в этом плане.
— Им это не сильно надо. Как бы так сказать, чтобы не слишком резко прозвучало… У нас все клубы за редким исключением — государственные. Что для них программка? Трата денег. Если откровенно, не самых больших. Пускай 5-10 миллионов на сезон. Так это же несопоставимо ни с одной месячной зарплатой футболиста! А им жалко. Руководство боится отдать, будто из своего кармана. Неправильно это. Играют-то они не для себя, не для футболистов — для болельщиков. Такие программки нужно тиражом не в 100 экземпляров делать, а в пять тысяч. Со спонсорами необходимо работать. К ним, к сожалению, нет должной привязки. Они, в свою очередь, не рвутся рекламировать свою продукцию. Пускай дадут лишние 50 долларов — так их логотип же будет на каждой программке! У нас как? Дали бюджет. Туда-сюда, а эти афишки, программки… Типа никому не надо.
Предположим, мальчик в первый раз на футболе. Хочется, чтобы надолго память осталась. Нужно купить значок, магнитик, шарфик, программку. Нет этого. Он побродит, пирожков пожует — вот и все удовольствие. Бац — чудом занесет его во Францию, окажется на «Стад де Франс». Глаза на выкате, эмоции, комфорт, все условия. На чемпионат Беларуси больше его не затащишь.
«У нас и так мало людей ходит. Так сделай так, чтобы каждому пришедшему досталась программка! А не одним и тем же VIP-гостям из матча в матч»
У нас и так мало людей ходит. Так сделай так, чтобы каждому пришедшему досталась программка! А не одним и тем же VIP-гостям из матча в матч. Конечно, человек не должен ее бесплатно получать, это не совсем правильно. К халяве быстро привыкаешь. Пусть по 500 рублей, по тысяче. Постер красивый дай. Минское «Динамо» один сезон так делало — плакаты футболистов печатали.
Да, кажется, выпуск будет в убыток. Это иллюзия. Только по затратам на изготовление! Зато рекламой с лихвой окупится. Я уже молчу про то, что в программе можно развернуто рекламировать спонсора, делать анонсы клубных событий, организовывать выезды для болельщиков, публиковать информацию о местах продаж билетов, розыгрыши проводить, дать рекламу собственного клубного магазина атрибутики… Да баню по соседству можно пропиарить…И много чего еще…
Раньше было еще хуже. Команды не заботились ни о чем. Не выпускаем атрибутику — ну и ладно. Единичные клубы как-то двигались. Остальных спасало лишь то, что кто-то на местах что-то из собственного энтузиазма делал.
***
Программка с финала Лиги чемпионов — эталон, вершина. Цена, конечно, не чета нашим — 10 евро.
Здесь стоит сказать об одном интересном моменте. Оговаривается так называемая коверная стоимость. Она указана на обложке. Но если продавец является официальным дистрибьютором УЕФА — программки ему идут со скидкой. Он продает их в своем магазине, обменивается. Выходит, даже по номиналу продавать ему выгодно. То есть УЕФА специально делает так, чтобы дистрибьютор мог на этом заработать.
— В Европе наши программки котируются?
— Да, но только программы сборной и еврокубков! Везде есть коллекционеры. Допустим, мы играли с «Оденсе» — в Дании есть коллекционеры. БАТЭ с «Зенитом». Питерские ребята сделают все, чтобы получить эту программку, с удовольствием предложат взамен свою.
— И они обращаются к вам.
— У меня очень хорошие связи на просторах СНГ: Армения, Молдова, Украина, Латвия, Литва, Россия, Грузия. На их территории я любой еврокубок достану. Выпадают только Казахстан, Азербайджан, Эстония. Соответственно, иностранцу проще обратиться ко мне, чем тыкаться непонятно куда. А мне тоже удобно — можно вести обмен, я 25 разных (Беларусь, Украина, Грузия) и мне 25, например, все еврокубки Германии 2011-12.
***
— Всего лишь несколько человек занимались выпуском программок на игры сборной Беларуси. Виктор Николаевич Нескромный на заре, Виктор Плысов из Витебска, я, Саша Томин, Андрей Чепа, Александр Козлов из Речицы, Олег Шепелюк, Сергей Азаркевич. В общем-то, и все. Может, кого-то забыл… Был период, делалось сразу несколько разновидностей на один матч. Одна для VIP»ов, вторая — для продажи.
Вот, например, мы с Александром Томиным создали каталог программок национальной команды. Самиздат.
Поскребли по своим коллекциям, и теперь есть где посмотреть, какие программки выпускались на матчи нашей национальной сборной.
Он распространяется по коллекционерам. Чтобы человек, занимающийся этим серьезно, знал, какой программки ему не хватает. Может, парню 20 лет, он вообще не знает, что такие были! Получил в коллекцию — поставил галочку. Удобно. Для Беларуси это премьерный продукт такого плана.
03.10.12 3428
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |