За последние несколько лет рукоделие в Украине развилось настолько, что о нем можно говорить, как о полноценном виде предпринимательской деятельности. Причем помимо таких традиционных для нас видов рукоделия, как вышивка или вязание, с каждым годом появляется все больше и других видов творчества – валяние из шерсти, декупаж, росписи по тканям и по стеклу, лепка из полимерной глины, изготовление открыток и кукол. В каждом направлении существует огромное количество техник по созданию оригинальных и красивых вещиц, спрос на которые увеличивается не менее активно вслед за предложением. Тем не менее, украинские мастера, с которыми мы пообщались на "Ярмарке счастья", организованной Handmade club, пока осторожно называют свое занятие всего лишь хобби, хотя и не оставляют надежды на развитие полноценного дела.
Выход в люди
Площадок для непосредственного общения со своими потенциальными покупателями у украинских мастеров не так уж много. Поскольку специализированные выставки проходят не часто и не все организаторы идут на контакт. Некоторые из них работают в рамках формата и проводят предварительный просмотр изделий. Если, по мнению организаторов, работы автора не отвечают общей стилистике выставки, то ему могут отказать в участии. К счастью для мастеров, не все организаторы выдвигают подобные требования и, как правило, для участия достаточно во время зарегистрироваться и заплатить взнос 200-300 грн.
Организация подобных торговых площадок – дело непростое. Главное - это найти подходящее помещение с удобным месторасположением, по приемлемой цене и со всеми условиями: пристойным освещением, отоплением, уборными. Нередко арендодатели выставляют высокие цены, которые могут превышать и 10 тыс. грн., не обеспечивая при этом всем необходимым. Между тем, вопрос арендной ставки для организаторов – один из ключевых, поскольку необходимо учитывать как возможности авторов оплатить взнос, так и покупательскую способность. А нужно еще позаботиться о рекламе и оборудовании.
Как рассказала руководитель проекта Handmade club Наталия Нерус, интерес к подобным мероприятиям довольно высокий как со стороны посетителей, так и мастеров. Поэтому количество участников тех ярмарок, которые проводит клуб, остается стабильным - порядка 90 мастеров. Организаторы надеются, что в перспективе выставку удастся развить до уровня фестиваля.
Мастера готовы к конкуренции
Автор проекта "Такі Штуки" Татьяна Ядыкина рассказала, что принимает участие в выставке, организованной Handmade club, уже в четвертый раз и желающих довольно много, поэтому приходится записываться заранее. "Большая конкуренция и нужно думать о том, чтобы отличаться. Есть выставки, которые совмещают в себе разные направления, а здесь одно рукоделие, поэтому надо думать и стараться выделится", - призналась Татьяна.
Ее основные направления – это необычные открытки в виде тортов и кексов, оригинальные подушки, зеркала, брелоки. "Я люблю делать то, что похоже на одно, а на самом деле представляет собой что-то другое. Такой парадокс: тортик-открытка, зеркало-брелок, книжка-подушка". Открытки, по словам Татьяны, пользуются особой популярностью, и часто поступает много заказов, которые нужно оперативно выполнять.
Тем не менее, сказать, что у украинцев есть какие-то определенные устоявшиеся пристрастия к тем или иным видам рукоделия, нельзя. Если вещь умело и с любовью сделана – на нее всегда найдется свой покупатель. Один из авторов проекта "Мышкин дом" Алла Матвиенко, которая занимается изготовлением текстильных кукол, призналась, что у нее есть даже покупатели-коллекционеры.
"Есть постоянные клиенты, которые покупают, например, куклу одного типа, но только в других образах. Поэтому мы делаем и небольшие серии. Но это не для того, чтобы деньги заработать, а чтобы получить удовольствие в первую очередь. Поэтому цену ставим приемлемую, и многие спрашивают, а почему такие низкие цены. Приятно знать, что наши куклы приносят людям в дом уют", - говорит Алла.
Для этого мастер тщательно прорабатывает каждую деталь образа: "Какой цвет волос, какие глазки, ротик, ручки, какую ткань на платье – все это полностью продумываешь.
Бывают такие моменты, что пришил волосы темные, а потом лежишь ночью и думаешь – надо сделать светлые и утром отпарываешь и переделываешь".
Алена Корнеева по образованию дизайнер интерьера, однако, последние полгода активно занимается авторской куклой и мыловарением, развивая свой проект "Ляльки Алёльки". Причем технику изготовления мыла освоила буквально два месяца назад, следуя советам, выложенным в интернете.
"Когда понимаешь - что и как делается, то дальше уже достаточно только включить фантазию. Например, изготовление мыла в виде торта у меня заняло около двух дней. Берется мыльная основа, в которую добавляется какао, корица, молоко и все это вместе варится и заливается в форму. После этого делается следующий слой с маслами. Потом при оценке работы приходится четко высчитывать, сколько материала было затрачено", - рассказала Алена.
При чем мыльные работы, видимо, расходятся довольно хорошо, учитывая, что последняя закупка мыльной основы составляла, по ее словам, более 20 кг.
Подытоживая, отметим, что если мастер хочет добиться успеха, то ему необходимо помнить о нескольких принципиальных моментах. Авторская вещь должна быть выполнена оригинально и выгодно отличатся от других. Если рассматривать хендмейдера, как бизнесмена, то ему, как никому другому, необходимо следить за новинками на рынке, постоянно расширять свой ассортимент и стараться удивить своего покупателя.
Наталия Нерус подчеркивает, что, если хендмейдом заниматься профессионально, то мастеру нужно, как губке, улавливать последние тенденции, владеть разными техниками, быть креативным и красиво подавать свою работу.
"Ни один организатор в мире никому никогда не пообещает, что придет такая масса народу, что вас просто волной снесет, да еще и с такой покупательской способностью, что вы и стол свой продадите. Многие участники не учитывают того момента, что нужно как-то красиво подать себя, а не просто выложил и стал в сторонку, а люди проходят, потому что им не интересно. Нужно быть гибким. Если заниматься одним валянием, то должны быть не только украшения, но и какие-то другие вещи – картины, еще что-то. Нужно учитывать, насколько продукция будет по сезону актуальна, или же будет приурочена к какому-либо празднику. Если мастер упирается во что-то одно – это неправильно", - отмечает Нерус.
При этом большое внимание следует уделять качеству. Глядя на ту или иную работу, клиент без особого труда определит - сколько сил было в нее вложено и за что он платит. И при определении цены работы важно выдержать золотую середину, адекватно оценив свой труд и покупательную способность.
Все еще больше хобби, чем работа
Несмотря на то, что многим хендмейдерам со стажем удается вполне успешно продавать свои работы, многие из них склонны рассматривать свое занятие больше как хобби, которое помимо морального удовлетворения приносит еще и какой-то доход.
Татьяна Ядыкина отметила, что поставить это дело на поток непросто. Для этого мастеру потребуется помощь других людей: "Один человек не может создавать и продавать. Это два разных таланта. Нужны менеджеры, которые бы налаживали деловые связи. С другой стороны, это будет уже не творчество, а коммерция".
Видимо, поэтому авторы не спешат. Основным способом поиска клиентов у мастеров остается интернет: это создание собственных сайтов и аккаунтов в социальных сетях. Причем он является и наиболее эффективным. Поскольку специализированных магазинов, которые бы брали такие работы на продажу, в Украине еще мало. Многие из них наладили контакты с определенными авторами и не особо заинтересованы в новых мастерах. Да и работа в магазине может пролежать месяц-другой, дожидаясь покупателя.
Что касается выставок, тут раз на раз не приходится. Как отмечает Алена Корнеева, бывают не очень удачные дни, а иногда получается отбить вступительный взнос в несколько раз. Одна из самых успешных выставок у нее получилась недавно в Одессе: "Окупился и проезд из Киева, и проживание, и подарки родным".
Но чтобы организовать стабильный доход, автору необходимо потратить время на раскрутку своего имени/бренда и привлечение как можно большего количества постоянных покупателей.
Алла Матвеева призналась, что, несмотря на наличие другой постоянной работы, сейчас она уже задумывается вместе с коллегами над тем, чтобы открыть что-то свое. "Многие спрашивают, мол, а есть ли магазин. Потому что людям всегда хочется прийти и посмотреть. Кроме того, в последнее время к нам обращаются посредники – хотят продавать наших кукол".
В целом, мастера уверены, что построить из хендмейда бизнес вполне возможно. Главное – грамотно подойти к организации. Например, вместе с открытием магазина расширять поле своей деятельности, организовывая творческие мастер-классы для всех желающих.
В тоже время есть ряд сдерживающих факторов. Например, законодательство, несмотря на произведенную унификацию в виде Налогового кодекса, остается все еще громоздким и запутанным. Особенно для малого бизнеса. Да и с поиском места под торговую точку тоже проблем не оберешься. К тому же на первых порах придется серьезно вкладывать в развитие, а заработки у мастеров нестабильные. Так, имея около 10 постоянных покупателей, заказывающих раз в месяц что-то на сумму около 50 гривен, в итоге получаем весьма скромную сумму. Вместе с тем накануне различных праздников, интерес к хендмейду увеличивается в разы, и авторам удается подзаработать.
Но, конечно, в большей степени здесь все зависит от целей мастера и его готовности рисковать. Не только творческий, но и решительный, деятельный человек будет постоянно стремиться к развитию, расширяя свою клиентуру. А там уже рукой подать до полноценного бизнеса.
28.02.11 1024
Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |