Юбилейная Биеннале антикваров (Biennale des antiquares) пройдет в Париже с 15 по 22 сентября в 25-й раз
Ее организатор, Национальный синдикат антикваров (Syndicat National des Antiquaires), не изменяет заведенным четверть века назад правилам: на выставку по-прежнему приглашаются исключительно галереи с безупречной репутацией - на сей раз их оказалось 80, - а ее коммерческие задачи сочетаются с концептуальным оформлением пространства.
На время биеннале под стеклянными сводами Гран Пале, выстроенного ко Всемирной выставке 1900 года, разобьют розовые сады с фонтанами, темными гротами и зонами для отдыха посетителей. Все это, по замыслудизайнера Патрика Базанана, который оформлял и прошлую биеннале, должно создать расслабленную и безмятежную атмосферу. По всей вероятности, в такой обстановке коллекционерам легче будет расставаться со своими деньгами, тем более что потратиться тут по традиции есть на что.
На французской Биеннале антикваров представлено искусство разных стилей и эпох, начиная от древних цивилизаций; среди старых мастеров в галерее Galerie de Jonckheere можно приметить картину "Свадебный танец в интерьере" Питера Брейгеля младшего, а в Cesare Lampronti - полотно Каналетто "Рим, арка Септимия Севера".
Но славится парижская выставка, в первую очередь, разнообразием старинной и дизайнерской мебели и впечатляющей ювелирной секцией. Например, в этом году галерея Yves Gastou предлагает покупателям придуманную авангардистом Максом Эрнстом кровать-клетку с ширмой. Из более традиционного - разысканный галереей Didier Aaron & Cie диван-канапе, к созданию которого приложил руку Йохан Михаэль Хоппенхаупт, автор внутреннего убранства дворца Сан-Суси.
В честь юбилея организаторы ярмарки решили испробовать пару принципиальных нововведений.
Во-первых, на биеннале пригласили дюжину галерей, специализирующихся на мебели и декоративно-прикладном искусстве ХХ века. Это, в частности, Alain Marcelpoil, Dansk Mobel Kunst, Michel Giraud и Marcilhac. Современное искусство представят Galerie Zlotowski и Galerie Tornabuoni, чьи владельцы Galerie Tornabuoni решили сделать тематическую экспозицию и провести параллели между использованием золота в шедеврах ранней итальянской живописи и произведениях Пабло Пикассо, Лючио Фонтаны, Алигьеро Боэтти, Джорджо де Кирико и Пабло Пикассо. Кроме того, особого внемания, по мнению организаторов, достойны "Садоводство" Эдуарда Виллара (галерея Beres) и "Три этюда человеческого тела" Фрэнсиса Бэкона (галерея Marlborough).
Во-вторых - и это тоже оммаж четвертьвекой традиции проведения биеннале - на ярмарке устроена специальная экспозиция, где каждый объект символизирует то или иное направление коллекционирования. Здесь есть и азиатское искусство, и исламское, и доколумбово; есть книги и манускрипты, мебель, скульптура, геральдика, гобелены. Все это предстаяют 25 арт-дилеров - но не заслуженных, а молодых, призванных продемонстрировать новые тенденции в собирательстве.
Смотря вперед, не стоит забывать о том, что уже было сделано, считают организаторы биеннале - и устраивают тематическую выставку, посвященную истории ярмарки.
Кстати, она заполнит не один только Гран-Пале: многие галереи и даже некоторые музеи готовят специальные экспозиции. Так, в Музее декоративно-прикладного искусства откроется выставка "Моби Бум: французский дизайн 1945-1975", а в Музее на набережной Бранли - экспозиция "Река Конго, искусство Центральной Африки".
В пространстве Galerie Didier Aaron & Cie покажут экспозицию "Фаберже и императорская Россия", в Kugel 25 - "Антикоманию", а в Galerie Aveline - "Экзотизм в европейском искусстве".
РИА Новости, Светлана Янкина.
15 сентября Grand Palais в 25-й раз примет под своей некогда инновационной стеклянной крышей антикваров, продавцов и коллекционеров искусства XX века, а также титулованных французских, американских и швейцарских ювелиров. Напомним, что идея подобного выставочного события, появившаяся в конце 1950-х годов, принадлежит Андре Мальро, прославленному французскому писателю, идеологу Пятой республики и министру культуры в эпоху президентства Шарля де Голля .
Разумеется, ювелирный блок был включен в состав антикварной биеннале гораздо позднее. Вот и сегодня мастерам драгоценного прекрасного под экспозиции выделен весьма небольшой сектор, расположенный прямо по курсу от центрального входа в Grand Palais. Состав ювелирных участников мало-помалу, но меняется: так, в 2010-м парижскую биеннале покинули родственные женевские дома Chopard и de Grisogono, довольно удачно показывавшие свои алмазно-спортивные достижения в сентябре 2008 года. Им на смену пришли дом Louis Vuitton, рьяно рвущийся в высокий драгоценный сегмент и положивший на этот брусиловский прорыв немало сил и средств, а также достойная швейцарская марка Piaget, чья деятельность разделена на относительно свежую ювелирную и более историческую часовую части. Прочие деятели острого ювелирного пера — Cartier, Chanel, Van Cleef & Arpels, Dior Fine Jewelry, Harry Winston и в 2010-м счастливо остались на местах.
Причина, по которой ювелирные дома выставляются в рамках антикварной биеннале, проста: это светское экспозиционное пространство, мероприятие, открывающее общественный осенний сезон во французской столице и, таким образом, легко собирающее целевую буржуазную аудиторию. Как и антикварные и художественные галереи, ювелирные марки получают в распоряжение небольшой стенд, в сущности, темноватый павильон, который они могут (и непременно должны) преобразовать в соответствии с собственным вкусом и фирменными творческими затеями.
И надо сказать, ювелиры очень стараются выделенную типовую клетушку артистически обжить и преобразить: как правило, дизайн ювелирного павильона связан с предлагаемой вниманию зрителя, то есть текущей, коллекцией. Так, например, в 2008 году посетители стендов Van Cleef & Arpels и Dior Fine Jewelry попадали в сложносконструированные диковинные сады, зрители павильона Chanel — в космическое пространство, а у Cartier стенд двухлетней давности напоминал фирменный бутик марки, но с настырными элементами китайского национального дизайна. Стиль шинуазри возник тогда неспроста: два года назад великий французский дом представлял свою китайскую коллекцию high jewelry, многие изделия из которой, например браслеты в форме химер или драконьих оскаленных голов, были репликами Cartier 1920-1950-х годов.
ФОТО: Vincent Wulveryck © Cartier 2010 Cartier |
Так, например, преданный участник биеннале Van Cleef & Arpels представляет вниманию зрителей новый литературно-ювелирный экзерсис — Les Voyages Extraordinaires, коллекцию класса high jewelry, созданную по мотивам одноименного цикла произведений Жюля Верна. Для VCA использование литературных источников не является нововведением. Эта парижская марка, ведомая к успеху жестким стратегическим управленцем господином Станисласом де Керсисом, и раньше активно питалась великими литературными соками, здесь достаточно будет вспомнить знаменитую коллекцию Midsummer Night's Dream, созданную по мотивам романтической комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1594-1596). Большинство украшений (колье, кольца, серьги, браслеты, броши) Les Voyages Extraordinaires прославляют сложнейший жанр миниатюрной ювелирной скульптуры, в них задействованы белое и желтое золото, платина, цветные бриллианты и цветные сапфиры, рубины, изумруды, аквамарины, кварцы, турмалины и топазы. Флагманским украшением, как это обычно бывает у VCA, назначена брошь в виде головы слона: платина, бриллианты, медовый топаз. Данный наваристый слон ведет родословную из романа "Пять недель на воздушном шаре" и имеет имя собственное — Максимус.
Harry Winston |
Большой симфонический ювелирный оркестр намерен представить в своем павильоне один из старейших участников антикварной биеннале — дом Cartier. Вниманию будет предложено 60 украшений и предметов для интерьера, включая шкатулки в индийском, японском и китайском стилях и легендарные прозрачные таинственные часы с элементами из горного хрусталя. Ставка Cartier неизменна и закономерна: хрестоматийные технические и эстетические инновации, необычные редкие камни и материалы (белые опалы, агаты, дорогое дерево, жадеит, горный хрусталь, эмали), торжественная и парадная вечная классика — истинный кормилец дома.
Harry Winston |
Швейцарский дом Piaget, имеющий две прописки — в Женеве и горной деревне Кот-о-Фе, первый раз принимает участие в биеннале. Швейцарцы благодаря стараниям терпеливого, изобретательного и романтичного Жана Бернара Форо, ответственного за драгоценное направление Piaget, отчаянно пытаются закрепиться в теснейшем сегменте high jewelry. В целях покорения претенциозной публики резиденты альпийской страны торжественно привезут во французскую столицу 60 украшений и драгоценных часов. Все предметы, как драгоценности, так и часы, объединены навязчивой артистической идеей — темой кутюр, или же шитья. Корсетная шнуровка, банты, ленты, складки, манжеты, бахрома, тесьма, молнии, пуговицы, плетение, кружева, вышивка, созданные из белого золота, платины, белых бриллиантов, оникса и шпинели, вместе создают удивительный, пикантный дамский драгоценный гардероб. Впрочем, особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на драгоценные часы с секретом, то есть на те изделия, в создании которых Piaget нет, не было и не будет равных.
ФОТО: Vincent Wulveryck © Cartier 2010 Chanel |
И наконец, самый рискованный с творческой точки зрения дом Dior Fine Jewelry, который ведет к полной победе культовая светская парижанка Виктуар де Кастельян. Ее сюрреалистические, причудливые, страстные, добуржуазные украшения баснословной стоимости будут распределены по трем веткам — La Rose de Dior, Le Coffret de Victoire и Les Incroyables et Merveilleuses.
www.bdafrance.eu , Журнал «Weekend» , , Екатерина Истомина
12.09.10 1486
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |