Десять самых дорогих работ на аукционах России в 2014 году. Цены для удобства пересчитаны в доллары по курсу на день заключения сделок.
Во-первых, бросается в глаза отсутствие в списке самых дорогих работ российского арт-рынка картин Айвазовского — завсегдатаев национальных аукционных рейтингов. Классике вообще пришлось заметно подвинуться. Если в прошлом, 2013 году 9 из 11 работ аналогичного рейтинга принадлежали к русской классике середины XIX — начала XX века, то в этом году больше половины работ созданы во второй трети ХХ — начале XXI века. Первое место и вовсе заняла работа, написанная в 2004 году. Рекордсменом русского аукционного рынка в 2014 году впервые стал не автор из «Родной речи», а один из ведущих художников послевоенного неофициального искусства — Илья Кабаков. Кто-то скептически заметит, что это какая-то случайность, а не тренд.
Во-вторых, впервые за последние годы в списке нет не только работ-миллионников, но даже вещей близко подошедших к отметке в один миллион долларов. А ведь и в прошлом, и в позапрошлом годах таких было сразу несколько (см. на AI: «Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»). В частности, «Рыночная площадь» Константина Юона в 2013 году в пересчете на доллары была продана за 2,4 миллиона долларов. А рекордсмен 2012 года — «Афонская гора» Айвазовского — на тот момент была продана на «Русских сезонах» за 1,75 миллиона долларов. В нынешнем же году 626 тысяч долларов за Кабакова так и остались непокоренной вершиной.
В-третьих, рейтинг косвенно свидетельствует об усилении рыночной концентрации в аукционном бизнесе. Если в прошлые годы рекордные результаты записали на свой счет 5 аукционов, то в этот раз пирог топ-лотов разделили между собой лишь три аукционных дома: «Кабинетъ», «Совком» да VLADEY. И они большие молодцы. Учитывая, что справились далеко не все. С сожалением отмечу, что в 2014-м сразу несколько аукционов перевели бизнес в режим ожидания, а то и вовсе прекратили свою деятельность — например, «Русские сезоны», «Шишкин», «РАД», «Литкабинет».
И в-четвертых. В рейтинге 2014 года почти нет неожиданных результатов. То есть нет не только откровенно подозрительных, но и таких, которые сложно было бы объяснить с точки зрения рационального подхода. В прежние годы, честно говоря, странности случались. О чем это говорит? О том, что рынок становится более зрелым, а участники — более информированными. Не только в смысле цен (это само собой), но и в части восприятия новых идей для коллекционирования и инвестиций. И это, несомненно, позитивный итог уходящего года.
Владимир Богданов, AI,artinvestment.ru
01.01.15 2814
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |