Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


До 15 января в Государственном музее Востока выставки «От Гималаев до океана» и «Хрупкое совершенство»

До 15 января в Государственном музее Востока выставки «От Гималаев до океана» и «Хрупкое совершенство»
До 15 января в Государственном музее Востока выставки «От Гималаев до океана» и «Хрупкое совершенство»
До 15 января в Государственном музее Востока выставки «От Гималаев до океана» и «Хрупкое совершенство»


   «Хрупкое совершенство»

Китайский фарфор ХVIII-XX вв. – из собрания Государственного музея Востока.  Представлено более 100 уникальных экспонатов, относящихся к поистине феноменальному явлению мировой цивилизации – китайскому фарфору. Развиваясь на протяжении веков, влияя на развитие многих видов искусства, фарфор является по существу «энциклопедией» китайской жизни, ее истории, литературы, а также мифологии.

Из представленных на выставке предметов выделяются образцы монохромных глазурей, таких как цзихун (жертвенно-красная), селадоны, клер-де-лун и нежно-розовые с поэтическим названием «облако красавицы». Особое внимание привлекает ваза художника Ци Гожуя, украшенная рельефным изображением бамбука и покрытая нежной голубой глазурью. В лучших традициях представлена и многоцветная роспись. Так, сочетание подглазурной меди и кобальта отражено, в частности, в работах художника Ван Бу. В творчестве керамистов ХХ века по-прежнему популярны колористические гаммы «зеленого» и «розового семейства».

 Китай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий. Наряду с порохом, шелком, бумагой (в том числе, денежными купюрами) фарфор по праву считается одним из «чудес света». Интерес к нему настолько велик, что за драгоценные изделия из китайского фарфора платили золотом. С VII в. они уже доставлялись в Европу по Великому шелковому пути. В XVII-XVIII вв. Европу буквально захлестнула «фарфоромания». Одновременно европейцы пытались раскрыть тайну фарфора, но безуспешно. Технологию его создания настолько строго охраняли в Китае, что на протяжении веков на западе не могли ее освоить. На деле основой «фарфорового теста» является каолин – белая мягкая и пластичная глина, прекрасно поддающаяся формовке. Слово «каолин» происходит от названия небольшого селения Гаолин (дословно «Высокие холмы») в окрестностях Цзиндэчжэня (пров. Цзянси). Благодаря богатейшим залежам глины в этом месте и возник знаменитый центр фарфорового производства, и по сей день выпускающий как массовую продукцию, так и уникальные авторские экземпляры.

   

После провозглашения 1 октября 1949г. Китайской Народной Республики развитие фарфорового искусства происходит на качественно новой основе. Создается Институт керамического искусства; в вышеупомянутом Цзиндэчжэне открывается научно-исследовательская мастерская, где изучаются лучшие достижения прошлого и привлекаются к сотрудничеству талантливые художники.

В это же время налаживаются контакты с Государственным музеем Востока. Развивая их, Министерство культуры КНР в 1957 году передало московскому музею богатейшую коллекцию китайского искусства XVIII-XX вв. Достойное место в ней занимают лучшие образцы фарфорового производства, датированные 1954-м годом.

 

«От Гималаев до океана»

От снежных вершин до тёплых волн океана раскинулась удивительная страна. Она веками манила отважных мореплавателей и путешественников, искателей приключений, купцов и воинов. За тысячи лет сюда пришли и навсегда остались многие народы: больше сотни языков живет сейчас в Индии, все религии нашли себе место под её небом.

Художественная культура Индии обладает редким свойством сберегать древнейшие образы и способы их создания и вместе с тем – осваивать новые приёмы обработки разных материалов, новые формы и орнаменты. Камень, глина, металл, дерево и тростник, хлопок, джут и шёлк, слоновая кость и рог, ореховая скорлупа и морские раковины, бумага и папье-маше превращаются в удивительные вещи силою Вишвакармана, бога-Всеумельца, которому четыре тысячи лет поклоняются индийские ремесленники.

На выставке представлены глиняные статуэтки богини-матери, терракотовые кони, мелкая глиняная пластика Бенгалии и Бастара - изображения деревенских божеств Шастхи и Манасы, животных-оберегов, а также образцы народного литья в технике дхокра и бидри. Особого внимания заслуживают изделия из слоновой кости, позволяющей выполнять тонкий ажурный орнамент. Резные узоры покрывают бытовые предметы, инкрустация костью идеально сочетается с деревом разных пород и прекрасно смотрится как самостоятельный материал в скульптурных работах.

Посетители также смогут увидеть живописные работы, выполненные в традиционной технике художниками разных регионов. Из представленных на выставке предметов выделяются индийские ткани, не знающие себе равных ни по богатству цвета и орнамента, ни по разнообразию техники. Тяжёлая парча и прозрачный муслин, переливы цвета в шёлковых драпировках, смелые и гармоничные сочетания красок в народной набойке, невероятная тонкость орнамента кашмирских шалей и благородная простота некрашеного шёлка-сырца – это далеко не полный перечень всех течений в океане индийского текстиля. В экспозицию включены сари из шёлка и парчи, выполненные в разной технике ткачества, традиционные костюмы разных народов Индии, а также расшитые по бархату головные уборы, пояса и туфли.

Художественное наследие Индии неисчерпаемо в своих формах, сюжетах, мотивах орнамента. Тысячелетия его развития оставили множество слоёв и напластований в смысловом пространстве его языка; встречи на перекрестках разных культур обогатили сокровищницу выразительных средств. Выставка в музее Востока стремится передать всю полноту этой поныне цветущей традиции.

Выставка «От Гималаев до океана» приоткрывает дверь, ведущую в путешествие по дорогам Хиндустана.
orientmuseum.ru

Оцените материал: 0.0/0

    06.01.10 2467 antikvarius 
Китай, музей, коллекция, выставка, восток
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar