5 ноября в галерее Club Row, Rochelle School (Лондон) первая в Великобритании выставка российских художников-новаторов Игоря Макаревича (род. 1943) и Елены Елагиной (род. 1951). Проект представляет Фонд современного искусства ARTiculate при поддержке GAZPROM Germania GmbH.
Галлюциногенные колдовские грибы, представленные на выставке, символизируют абсурдность, которой современная культура пропитана в той же мере, что и некогда древние магические обряды. Один из центральных экспонатов — скульптура, в которой башня Владимира Татлина, культовый символ модернизма, растет из шляпки мухомора, — олицетворяет мистический характер и утопичность русского авангарда. Серия фотомонтажей московских зданий подчеркивает грибовидные черты многих архитектурных проектов ХХ века. Так, с юмором, авторы намекают, что галлюцинации - это не только удел шаманов, сумасшедших и маргиналов, но и неотъемлимая часть современной жизни.
Макаревич и Елагина - партнеры и в творчестве, и в жизни - принадлежат к числу московских концептуалистов. Вместе со всемирно известными Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым и Олегом Васильевым они создали в России новый художественный язык в эпоху, когда страна была "закрыта" и связи с западом были запрещены. Перформансы, которые они осуществляли с группой "Коллективные действия", до сих пор являются легендой.
На выставке будут представлены пять объектов, двенадцать новых произведений живописи и серия из десяти фото коллажей. Главным образом, навеянная творчеством мастеров русского авангарда Казимира Малевича и Владимира Татлина, тема галлюцинаций также связана и с памятью. Одним из преподавателей Елагиной была Алиса Порет, представитель искусства авангарда и ученица художника-пророка Павла Филонова, создававшего психоделические, дробленые и призрачные образы. Она одной из первых обратилась к жанру перформанса, однако позже была вынуждена восхвалять превосходство соцреализма. "Ощущение было такое, как будто все искусство авангарда было галлюцинацией", — рассказывает Елагина.
Произведения Игоря Макаревича и Елены Елагиной выставлялись во многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Центре Помпиду в Париже, Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музее Людвига в Кельне, Академии Художеств в Берлине и Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене.
Фонд современного искусства ARTiculate
Выставка "Грибы русского авангарда" организована лондонским Фондом современного искусства ARTiculate. Фонд основан в 2007 г. группой частных коллекционеров российского происхождения, которых объединяет уверенность в том, что современное искусство — это неиссякаемый источник вдохновения и жизненной силы. Фонд образован с целью отражения этого видения в создаваемой коллекции и поддержки культурного диалога. ARTiculate собирает международную коллекцию современного искусства, организует тематические выставки, поддерживает начинающих художников и принимает участие в образовательных проектах.
В настоящий момент коллекция Фонда включает произведения как всемирно известных мастеров, так и молодых талантливых художников, представляющих искусство различных стран и работающих в различных техниках: Луиза Буржуа и Ричард Принс (США), Джонатан Меезе (Германия), Качо (Куба), Мунир Фатми (Марокко), Кира Вагер (Норвегия), Игорь Макаревич и Елена Елагина, Павел Пепперштейн, Ольга Чернышева и Юрий Аввакумов (Россия). Влияние русского авангарда на современное искусство — одна из центральных тем коллекции.
Основатели Фонда ARTiculate обладают большим личным опытом работы в сферах искусства и бизнеса.
Нана Жвитиашвили — искусствовед, арт-терапевт, старший научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Автор книг по искусству и арт-терапии.
Лада Комарова — ранее руководила работой собственной галереи русского современного искусства "Solana" в Челси.
Люба Галкина — консультант по маркетингу, с более чем 15-летним опытом работы в крупнейших транснациональных компаниях России и Европы.
GAZPROM Germania GmbH являясь немецкой компанией с русскими корнями и ориентацией на Европу, GAZPROM Germania активно поддерживает межкультурный диалог между людьми и странами. Компания является связующим звеном между Россией и Европой и пропагандирует развитие "новых источников энергии" в отношениях между Россией и Европой.
GAZPROM Germania стремится создать платформу европейского культурного обмена с целью укрепления взаимопонимания между странами и народами", — говорит Ханс-Йоахим Горниг, управляющий директор компании. Помимо инициатив по поддержке классической русской культуры, GAZPROM Germania оказывает спонсорскую помощь представителям современного российского искусства с целью познакомить жителей Европы с жизнью в современной России во всем ее многообразии.
Из Лондона выставка переедет в Берлин, в Sandmann Galerie, где будет проходить с 3 декабря 2008 по 3 января 2009 г.
Выставка "Грибы русского авангарда" будет сопровождаться каталогом с цветными иллюстрациями под редакцией Надима Жульена Саммана. Помимо статьи искусствоведа, в каталоге будут опубликованы тексты Бориса Гройса (почетного профессора Университета Нью-Йорка) и Иосифа Бакштейна (куратора Московского Биеннале).
· Круглый стол на тему "Традиция паганизма и русский авангард" с участием профессора Джона Милнера (Институт искусств Курто, Лондон), Иосифа Бакштейна, художников и кураторов выставки состоится в понедельник 3 ноября с 19:00 до 21:00.
Наталия Малафеева
31.10.08 1010Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |