Московская художественная ярмарка «Арт Манеж» проходит уже в четырнадцатый раз. И стала она за это время и необходимым, и весьма значимым, и ожидаемым элементом московского мира искусства.
Все «ожидают» ее по-разному. Галеристы и художники — стремятся выставить что-то совсем новенькое или хорошее «старенькое» на продажу, встретиться с коллегами по цеху, клиентами, да и просто с друзьями на стенде выпить-закусить (именно эта ярмарка славится особым гостеприимством).
Знатные критики-искусствоведы, которые все не могут никак определить место «Арт Манежа» в российском арт-рыночном раскладе, ждут очередного повода покритиковать художественную ярмарку за развал, за «не-концептуальность», за отсутствие на стендах актуального искусства, да и просто за то, что это ярмарка. Фотографы ждут открытия «Арт Манежа», чтобы запечатлеть и, собственно, искусство, и экстравагантных художников, и перформансы, нередкие на подобных мероприятиях, ну и vip’ов разного калибра. Впрочем, часто серьезные коллекционеры и бизнесмены предпочитают приходить отнюдь не на вернисаж.
В этом году, к примеру, на открытии был такой аншлаг, что даже в гардеробе выстраивались огромные очереди. А зрители-посетители — будь то вернисаж, или обычные дни работы «Арт Манежа» — ждут праздника и подарков. Как на любой нормальной ярмарке.
Организаторы, идеи, проекты
Выставляется тут искусство в основном традиционное. Современное, но не актуальное. Искусство, которое должно продаваться. Цены — высокие, торг возможен почти везде. В этом году здесь есть зона «Доступного искусства» (цены здесь начинаются с 300–500 долларов), — этакая антикризисная мера, вполне актуальная перед Новым Годом.
Куратор Ирина Мелешкевич и директор Ольга Марутян — главные организаторы крупнейшей художественной ярмарки, собравшей в этом году на пяти тысячах квадратных метров 80 российских и зарубежных галерей, — каждый раз пытаются разумно выстроить гигантское арт-пространство и донести и до экспонентов, и до посетителей идею, которая бы скрепляла бы структуру ярмарки. В этом году главная линия — связь современного российского искусства с традициями русского искусства начала XX столетия, переход от первого ко второму авангарду.
Назовем некоторые из наиболее заметных проектов ярмарки. Во-первых, специальный некоммерческий проект Клуба коллекционеров изобразительного искусства — произведения живописи первой трети XX века из восьми частных собраний. Ключевой идеей стенда Галереи SHPENGLER является экспонирование искусства «первого» и «второго» авангарда в едином пространстве. Галерея «КультПроект» представляет предъюбилейную экспозицию Юрия Купера, — в этом году художнику исполняется 70 лет. Еще есть необычный проект «Двенадцать хороших работ»: образ Святого Георгия Победоносца в работах современных авторов.
Тиражи Уорхола и современные «Дали» и «Матиссы»
Самые популярные стенды на нынешнем «Арт Манеже» — экспозиция тиражных гравюр Сальвадора Дали из частной коллекции Пьера Аржиле («Арт-холдинг Татьяны Никитиной»). Эти офорты печатаются сразу тиражом, и, как отметили организаторы этой экспозиции, – «в данном случае представлены оттиски из тиража, которые были доведены до ума лично Сальвадором Дали; что делает их уникальными». Цены: от 3,5 до 18 тысяч евро. Забавно, что на выставке также был замечен стенд другого автора с именем Дали: работы юной художницы Дали Арапиевой.
Галерея In Artis оформила, пожалуй один из самых заметных стендов нынешнего «Арт Манежа». Десяток разноцветных принтов с изображением Мэрилин Монро из одного уорхоловского тиража — предлагаются по цене от 60 тысяч рублей!
А еще тут можно при желании отыскать работы Анри Матисса. Нам это удалось не сразу. Зато бросились в глаза работы художника Амира Тимергалеева. Так что можно приобрести что-то очень похожее на «матисса» ... за 5 тысяч евро.
Впрочем, «Арт Манеж» — ярмарка, которая никогда не навязывала вкусовых критериев отбора, — все же остается одним из самых зрелищных и ярких художественных событий года. Обращенная к широкому зрителю и потребителю, не хочет «играть несвойственную ярмарке роль некоммерческого фестиваля». Здесь вас никто не будет воспитывать, но, напротив, пытаются пойти навстречу, предложив каждому покупателю что-то на его собственный вкус.
Кандинский теперь в Барвихе
Следующая неделя опять более чем насыщена разными событиями. Стоит зайти на выставку Виктора Скерсиса «Искусство – это ОГОГО!» в галерею GMG в Леонтьевском переулке. Кстати, там, чтобы попасть на территорию, собственно, «искусства», придется пройти через реальную дырку в построенном заборе, или, если хотите (мы не сразу поняли) ... преодолеть инсталляцию, напоминающую вход в берлогу знаменитых медведей из сказки «Маша и медведи». Каждая «Машенька», по идее, заново окажется в мире легких конструкций и простых вещей.
О выставке, которая откроется в Доме Нащокина — «Обнаженная натура» — сотня «ню» в исполнении представителей фактически всех направлений в русской живописи XX века, а также об открывающейся в Московском музее современного искусства выставке «Автопортрет» (50 ярких героев арт-сцены), организованной совместно с Галереей «Файн Арт», где 50 «героев» представят самих себя в произведениях живописи и графики, фото, инсталляциях, скульптурах и видео, — обязательно расскажем подробнее в следующей Арт-неделе.
И, наконец, 10 декабря станут известны имена победителей Третьей Премии Кандинского в области современного искусства. В шорт-лист премии вошли: в номинации «Проект года» — Вадим Захаров, Николай Полисский, Павел Пепперштейн (здесь, по нашему мнению, скорее всего, приз в размере 40 тысяч евро должен «взять» Николай Полисский со своей нашумевшей везде инсталляцией «Большой андронный коллайдер»). В номинации «Медиа-арт» поборятся явные претенденты на победу Аристарх Чернышев-Алексей Шульгин, а также вновь Вадим Захаров. Еще в этой же номинации в шорт-лист вошла работа Юлии Девляшовой и Александры Тощевиковой. И, наконец, в номинации «Молодой художник года» встретятся художники Евгений Антуфьев, группа МАКЕ и Александра Фролова.
Торжественную церемонию вручения Премии Кандинского в концертном зале Барвиха Luxury Village поручено, кстати, провести Леониду Парфенову.
Дмитрий Буткевич, Валериея Галлай
Источник 08.12.09 1202
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |