5 НОЯБРЯ 1935: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КИЕВСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСА
Третьим городом в Европе, население которого смогло увидеть и оценить троллейбус, 75 лет назад стал Киев. Пионер движения — гражданский троллейбус сначала начал курсировать в Германии. После него рогатый транспорт появился на улицах Москвы. Вдохновленные призывом «лучшего друга железнодорожников» — наркома путей сообщения Лазаря Кагановича — стать в кратчайшие сроки самой великой транспортной державой мира, советские инженеры посетили Германию и аккуратненько скопировали чертежи тамошнего изобретения. Отечественный первенец был назван просто и лаконично ЛК — Лазарь Каганович.
Деревянный, на автобусных шасси, без пневматики и водительской кабины, салон ЛК вмещал 45 человек. При отсутствии обогревателей и принудительной вентиляции, а также автоматического управления дверями, пассажиры чувствовали себя там не совсем уютно. Кроме того, троллейбусная линия не имела разъездов, и машины, двигаясь по проводам навстречу друг другу, были вынуждены останавливаться, опускать одной из них «рога», чтобы пропустить другую... Но уже через год по улицам дефилировал усовершенствованный ЛК-2. А в модификациях серии ЯТБ 1939 года появились водительская кабина с обогревом, автоматическое управление дверями, улучшенная амортизация, да и кузов наконец стал не деревянным.
Мысль запустить подобное чудо в Киеве посетила секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева. Того самого, которому мы обязаны и «реабилитацией» буржуазной новогодней елки. Москва подарила Киеву две машины, помогла с технической документацией и подготовкой шоферов. Отбор претендентов на московские курсы водителей троллейбуса был очень жестким. Помимо хорошего образования требовалась и отменная физическая подготовка. Кандидатов, как космонавтов, усаживали в специальное кресло, которое затем начинало вращаться с жуткой скоростью... Собственных «Лазарей Кагановичей» киевляне изготавливали на заводе электротранспорта, но некоторые детали поставляли Москва и Ярославль. Регулярное троллейбусное движение в Киеве открылось в канун 18-й годовщины революции под бурные аплодисменты. В первом троллейбусе ехал идеолог — Постышев. Во втором сидели почетные трамвайщики, а за ним отправились в рейс остальные машины. Как писали газеты: «По всему пути следования на деревьях сидели мальчишки и приветствовали процессию. Сопровождал троллейбусы эскорт автомобилей. Дорогу устилали цветами».
05.11.10 1089
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |