Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Фонотека
О музейных ценностях

Псковский музей-заповедник


Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник имеет более чем столетнюю историю. Открыт музей был в 1876 году. Сегодня в состав Псковского музея-заповедника входят филиалы из районов, среди которых единственные в стране мемориальные музеи М. П. Мусоргского, С. В. Ковалевской, И. М. Виноградова, Ал. Алтаева (М.В. Ямщиковой). В Плюсском районе в 1995 году были открыты экспозиции в восстановленных старинных усадьбах Вечаше и Любенске. В интервью «Росбалту» о работе музея-заповедника рассказывает его директор Юрий Киселев.

 Фото: Юрий Киселев

- Юрий Николаевич, как Вы относитесь к существующему мнению, что в провинциальных музеях смотреть нечего?

- Достаточно хотя бы раз посетить провинциальный музей, чтобы понять: это уникальное образование. Даже самый маленький музей имеет свои раритеты. Среди них — картины великих художников, произведения известных мастеров, редкие книги. В каждом музее находится какая-то уникальная вещь, экспонат, предмет, представляющий для данного города или деревеньки огромную духовную, культурную или историческую ценность. Это может быть что угодно – икона из разрушенной церкви, орден боевой славы односельчанина. 

Собрание Псковского музея-заповедника провинциальным не назовешь, оно является одним из крупнейших на Северо-Запада России. В фондах Псковского музея-заповедника находятся более 600 тысяч единиц хранения. Причем, фонды ежегодно увеличиваются. Безусловно, способствует этому место расположения Пскова и его более чем 1100-летняя история. Результаты археологических раскопок постоянно пополняют музей новыми артефактами. 

Уникальным и наиболее полным является собрание псковских икон – их около 900 единиц хранения. Крупнее нигде в мире нет. 

В Псковском музее-заповеднике неплохое собрание живописи, которое включает полотна Боровиковского, Рокотова, Кипренского, Брюллова, Тропинина, Семирадского, Айвазовского, Репина, Шагала, Григорьева, Татлина, Шемякина, Петрова-Водкина, Кустодиева и других известных художников. 

- В последнее время много говорится об уникальности археологического собрания Псковского музея-заповедника. Чем оно интересно?

- Археологическая коллекция Псковского музея-заповедника насчитывает 220 тысяч единиц хранения. Есть раритеты. Например, все слышали о знаменитой находке 2005 года – погребальной камере X века. Процесс открытий продолжается до сих пор. В этом году археологами на территории Пскова были открыты еще несколько погребальных камер. Сейчас новые археологические находки в стадии передачи Псковскому музею-заповеднику. Традиционно, по окончании археологического сезона в музее проходит выставка. Сейчас мы активно готовимся к открытию совместной с Псковским археологическим центром выставки новых находок 2008 года. 

- А какие из археологических находок особенно значимы?


- Собрание археологии интересно не в разбивке на отдельные предметы быта, украшения, монеты. Прежде всего, оно интересно нам своим культурным срезом. Для нас — это единственный источник о раннем периоде нашей малой родины. Найденные археологами фрагменты керамики, кожи, предметы быта – все это в целом говорит о насыщенной жизни средневекового Пскова. Разбирая это собрание, мы с каждым новым пластом уходим в глубь псковской истории.

Нельзя не сказать о собрании редких книг и рукописей. Самый древний памятник — греческая рукопись на пергаменте IX века. Она попала из собрания Симона (Тодорского) – одного из псковских владык в XVIII веке. Его библиотека была передана Псковской духовной семинарии, а после 1917 года поступила в собрание Псковского музея-заповедника. 

Раритетом, имеющим общероссийское значение, является Елеазарово Евангелие XVI века. Происходит это Евангелие из Елеазаровского монастыря, где создавалась знаменитая государствообразующая идея «Москва — третий Рим». Это живой свидетель этих событий.

Одновременно большой пласт составляют краеведческие фонды, которые имеют региональную значимость. Преимущественно это фонды наших земляков-ученых. Например, мы располагаем богатейшим фондом Леонида Алексеевича Творогова. Такие фонды для нас имеют непреходящую ценность. Кроме того, Псковский музей-заповедник является хранителем уникальной коллекции псковского серебра, в которой сосредоточены изделия псковских серебряников. Псковские мастера-серебряники не менее славны, чем псковские зодчие, отстроившие храм Василия Блаженного в Москве.

Псковский музей-заповедник является хранителем архитектурных жемчужин. Головной музей расположен в Поганкиных Палатах — здании второй половины XVII века, где жил богатейший псковский купец Сергей Иванович Поганкин. Псковский музей-заповедник — хранитель фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, который в XII веке был расписан фресками артелью мастеров из Византии. Это уникальнейший по своему содержанию памятник, достойный мирового признания. Музей является также хранителем фресок храма Рождества Богоматери Снетогорского монастыря, а также фресок храма Успения Богоматери в селе Мелётово. 

- Юрий Николаевич, какие из последних проектов стали для музея особенно значимыми?

- Безусловно, открытие картинной галереи, который мы смогли создать на средства, выделенные администрацией Псковской области. В галерее Псковского музея-заповедника установлены одни из лучших в Европе повесочных систем для картин, которые на выставке музейного оборудования в Швейцарии получили золотую медаль. Конечно, еще многое предстоит нам доработать и на это необходимо время и средства. Но стремиться есть к чему. В наших планах – открытие в головном здании музея еще четырех выставочных залов. Согласно решению ученого совета музея, планируется создать экспозицию западно-европейской живописи и книжной гравюры. Коллекция западно-европейской живописи происходит из собрания архимандрита Алипия. Есть мысль открыть зал псковской провинциальной живописи 19 века. Таким образом, получится полная экспозиция живописи, дающая представление о нашем художественном собрании. Чтобы осуществить задуманное, будем пытаться выходить на различные министерские, областные программы, гранты. На входе в музей мечтаем установить пандус, микролифт для людей с ограниченными физическими возможностями. 


- В будущем году исполнится 30 лет музейному объединению — когда Псковский музей-заповедник пополнился филиалами в районах области. Сегодня, как известно, происходит процесс перехода филиалов музея в муниципальные образования… 

- Вместе с ныне существующими филиалами, и уже муниципальными музеями, мы будем готовить юбилейные мероприятия. Действительно, многие филиалы, которые ранее входили в состав Псковского музея-заповедника, отделяются. В ноябре передан в ведение муниципального образования Пыталовский музей, а литературно-художественный музей в Борках сейчас находится в стадии отделения. За эти 30 лет было сделано многое. Сегодня музеи уходят в свободный полет окрепшими, методически подкованными, с интересными фондовыми коллекциями. Муниципальные музеи имеют большое значение для своих районных образований. В качестве примера можно привести Островский район Псковской области, где расположен уникальный музей боевой славы. Этому музею можно только позавидовать, поскольку коллекция оружия времен Великой Отечественной войны — одна из самых полных.

В составе объединения и музеи Пскова: это музей Юрия Павловича Спегальского, 100-летний юбилей которого мы будем отмечать в 2009 году. Уникальной в своем роде является музей-квартира В. И. Ленина, который в 1900 году прожил в Пскове 83 дня, дом-музей «Искры». Во многих городах такие музеи канули в Лету, но мы сочли важным их сохранить. Как мне кажется, эти музеи сейчас неоправданно забыты. По сути «Искра» — это городская усадьба некоего Бочкарева. Ее интересно посмотреть даже с точки зрения быта горожанина начала ХХ века. 

- Какова судьба усадеб Мусоргского, Римского-Корсакова, Ковалевской, Алтаевой?

- Эти четыре усадьбы, связанные с именами известных личностей, по-прежнему будут входить в состав Псковского музея-заповедника. Сегодня туристы из России и зарубежья едут в Псковскую область, в усадьбы Римского-Корсакова, Мусоргского, Ковалевской, Маргариты Ямщиковой-Алтаевой. Мусоргский и Римский-Корсаков внесли огромный вклад в культуру своей страны, а книги для детей, которые писала Маргарита Ямщикова под псевдонимом Алтаев, будут интересны всегда. Конечно, эти музеи-усадьбы мало «раскручены», и над этим предстоит работать. Мы понимаем, что турист, который приезжает в эти имения, хочет получить и ряд сервисных услуг. Если перед городским музеем подобных проблем не возникает, то у музея, расположенного в глубинке, есть ряд нерешенных проблем с сервисом, таких как размещение, питание.

На мой взгляд, люди едут в усадьбы специально за тем, чтобы прочувствовать атмосферу, осознать, что по этим местам два века назад гуляли великие люди, оставившие след в нашей культуре. Кстати, в 2009 году мы будем отмечать юбилейные даты, связанные с именами Мусоргского и Римского-Корсакова. Нами составлена и отправлена заявка на участие в федеральной целевой программе «Культура России». Если Министерство культуры РФ обратит внимание и окажет финансовую поддержку, мы сможем благоустроить усадьбы великих композиторов.

Я считаю, что один из самых незаслуженно забытых туристами музеев — это музей-усадьба Ямщиковой-Алтаевой, которая находится в Плюсском районе в 30 км от села Вечаша, где расположена усадьба Римского-Корсакова. Сегодня на Псковской земле сохранилось очень мало деревянных усадеб. Даже Михайловское, Тригорское, Петровское в 1918 году были сожжены и восстановлены заново. Хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить сохранившиеся в первозданном виде деревянные усадьбы Псковской области. Усадьба Маргариты Ямщиковой уцелела, и сегодня там можно увидеть интересные мемориальные вещи детской писательницы. 

- Быть может усадьбам необходима финансовая поддержка со стороны благотворителей?

- Чтобы такие шаги предпринимать, нам необходимо очень серьезное и взвешенное законодательство. Стоит привести пример из европейской практики. Например, Венеция — палаццо, 16 век. Обременения, наложенные на арендатора, который приобретает памятник, весьма велики. Мало того, что он не имеет права развешивать по замку тарелки-антенны, вставлять пластиковые окна и, не дай Бог(!), производить перестройки, так еще и раза два-три в неделю к нему будут приходить туристы и разгуливать по замку. В европейской практике на арендатора возлагаются очень серьезные обязательства.

Безусловно, усадьбам Мусоргского, Римского-Корсакова нужны покровители. И в Псковской области есть положительные примеры подобного сотрудничества. Например, судьба усадьбы в Холомках сложилась как нельзя благоприятно, когда несколько лет назад под свою опеку ее взял Санкт-Петербургский политехнический институт и стал восстанавливать. 
Усадьбы Мусоргского или Римского-Корсакова вполне могли бы опекать консерватория или какой-то крупный музыкальный центр, оркестр с мировым именем. Эти организации стали бы первыми потребителями музейной услуги. Какой-нибудь научный центр мог бы взять под свое покровительство музей Софьи Ковалевской в Полибино. Наверное, выход в том, чтобы выстраивать взаимовыгодное партнерство с различными общественными институтами, бизнесом.


| Автор: Елена Студина Источник
| Категория: О музейных ценностях | Теги: музей, раритет, коллекция, коллкционер, антиквариат
10.10.09 Просмотров: 4169 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar